Как утверждают психологи, большинство страхов у детей обусловлено возрастными особенностями, и в старшем возрасте они проходят. Но когда ребенок чего-то сильно боится, это может отпечататься в его памяти и перейти с ним во взрослую жизнь в виде . Поэтому родители должны обращать внимание на особенности психики малыша и корректировать свои методы воспитания в соответствии с его чувствительностью и восприимчивостью. Зачастую детские страхи возникают на почве сильных переживаний, испуга от громкого звука или другой неприятной ситуации. Такую боязнь у ребенка психолог может устранить очень быстро и легко.

А вот если страх появился из-за внушений и запугиваний взрослых, он начинает подпитываться детской фантазией, и побороть такой страх очень сложно. Еще сложнее, если родители малыша сами склонны к фобиям, и навязывают ребенку боязливое восприятие мира, постоянно предостерегая его от травм, различных несчастий и угрожая наказанием.

Катализаторами детских страхов являются: чрезмерная опека взрослых, неуверенность родителей в себе, постоянные разговоры взрослых о болезнях и смерти, напряженность в семье, а также ссоры и крики родителей. Когда в семье разлад, первыми страдают дети. Они чувствуют себя отверженными и теряют ощущение безопасности, что приводит к появлению систематических страхов. Существуют и другие скрытые причины детской боязни, которые могут выявить только психологи.

Страхи у детей дошкольного возраста

По мере взросления дети испытывают различные эмоции. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть различными. Малыши до года боятся громких звуков, одиночества, наказания и боли, отдаления от мамы, новой окружающей среды и посторонних людей. К двум годам дети начинают бояться темноты. Кроме того появляются ночные страхи у детей, вызванные их бурной фантазией и спровоцированные пугающими картинками, увиденными по телевизору или на компьютере. Например, родители могут смотреть интересную передачу о красотах африканской природы, а ребенок увидит на экране вулкан или большую змею, и не будет неделю спать.

К 5 годам у детей усиливается страх темноты и появляется боязнь замкнутого пространства. Поэтому родители, которые используют в качестве оставлять его на несколько минут одного, должны выбирать для этого просторную и хорошо освещенную комнату. Ни в коем случае нельзя закрывать малыша в ванной, это может оставить негативный отпечаток в его сознании на всю жизнь.

Дети в возрасте 5-7 лет чаще всего боятся сказочных персонажей, ассоциируя их с реальными людьми. Также у малышей появляются страхи, связанные со стихией, дети боятся грома, молнии, огня, воды и т.д. Если родители постоянно кричат на ребенка или бьют его, у малыша появляется страх наказания. Кроме того, дети в этом возрасте уже боятся страшных снов, могут бояться животных (если им этот страх навязывают родители), и самый неприятный страх, который появляется у дошкольников – боязнь потерять родителей.

Страхи у детей школьного возраста приходят с раннего детства и только усиливаются. Малыши по-прежнему боятся темноты, одиночества, страшных сновидений и фантастических персонажей. Но вдобавок к этому они начинают бояться высоты, глубины, пожара и многого другого.

Преодоление детских страхов

Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытывающие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Но, тем не менее, точная диагностика детских страхов – это работа психолога. Специалисты выявляют боязни у детей во время общения с ними, используя различные приемы. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами. Одним из таких действенных методов диагностики является рисование страхов, когда ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится. Также детские страхи можно проговаривать в виде ролевых игр и на примере героев сказки.

Коррекция страхов у детей начинается с их родителей. Так как зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием.

Кроме того, работа с детскими страхами предполагает снятие у детей непосредственно боязни перед страхом. Ведь бояться это совершенно естественно и нормально. Страх помогает нам избежать опасностей. Поэтому родители обязательно должны постоянно повторять, что бояться не стыдно, свои страхи нужно принять.

И наконец, чтобы вырастить смелого и активного ребенка, родители должны запомнить несколько простых правил:

  1. Не унижайте и не оскорбляйте достоинство ребенка, а также не возносите малыша слишком высоко. Он должен быть равноправным членом семьи по своим правам и обязанностям.
  2. Не пугайте ребенка фантастическими персонажами, Бабой-Ягой, Бармалеем, а также волками и чужим дядей, который непременно должен прийти и забрать кроху в тот момент, когда он начинает плакать. Дети воспринимают все намного серьезнее, чем взрослые.
  3. Если у Вас в семье один ребенок или между Вашими детьми большая разница в возрасте, чаще приглашайте в дом друзей-сверстников, родственников или просто малышей, живущих по соседству. Дети нуждаются в общении с одногодками.
  4. Чаще рисуйте и разрешайте малышу мастерить все, что он захочет. Это поможет ему избавляться от своих переживаний, а кроме того Вы сможете анализировать психологическое состояние ребенка по его поделкам.
  5. Не останавливайте Ваше чадо во время активных игр со сверстниками, а также чаще играйте всей семьей. Просите малыша забраться выше на дерево, или нырнуть глубже в воду. В моменты, когда Вы контролируете ситуацию, это будет безопасно, но очень полезно для самооценки ребенка.
  6. Не забывайте о постоянном телесном контакте с малышом. Чаще гладьте его и целуйте. Это даст ему ощущение безопасности и защищенности.
  7. Стабильная и доброжелательная обстановка в семье поможет свести детские страхи к минимуму.

Жизнь пятилетнего ребенка наполнена событиями и эмоциями. Сильные впечатления могут вызвать тревогу и испуг. Чтобы помочь малышу справиться с неприятными переживаниями, нужна помощь родителей. Правильные действия взрослых вернут крохе спокойствие.

Такие разные детские страхи

Большинство детских страхов - проявление возрастных особенностей. В старшем дошкольном возрасте число фобий увеличивается. Причем у девочек спектр страхов шире.

Психологической нормой для мальчиков 5 лет являются такие страхи:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • Бабы-Яги, Бармалея, Кощея Бессмертного;
  • перед сном;
  • транспорта;
  • высоты;
  • войны;
  • уколов.

Перечень основных страхов девочек 5-летнего возраста длиннее:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • перед сном;
  • страшных снов;
  • животных (пауков, змей, волков);
  • транспорта;
  • природных катаклизмов;
  • тесных помещений;
  • воды;
  • больших помещений, улиц;
  • боли.

Если у ребенка фобии, не свойственные его возрасту и полу, это может быть проявлением детского невроза страха. В таком случае полезно проконсультироваться с детским психологом. Но чаще ситуацию может исправить грамотное поведение родителей.

Внушенные и ситуативные страхи

Многие страхи появляются после психотравмирующих ситуаций (испуг, боль, медицинские процедуры, конфликты в семье). Иногда появление фобий определено личностными особенностями малыша (фантазирование).
Нередко источником страха становятся взрослые. Например, родители и воспитатели внушают чувство опасности, пытаясь предостеречь кроху. Но малыша не защищают, а пугают фразы: «Не трогай - обожжешься!», «Не открывай дверь - там чужой!». Вредны и высказывания о слабости ребенка, о смерти, несчастьях, пожарах. Так закрепляются внушенные страхи.

Факторы риска

Предпосылки проявления боязливости у ребенка:

  • чрезмерная требовательность или тревожность мамы;
  • отсутствие других детей в семье;
  • запрет на шумные игры;
  • семейные конфликты;
  • родители старше 35 лет (больше опеки);
  • свойства нервной системы ребенка.

Страшные сны

Кроме дневных страхов психологи обращают внимание на существование ночных кошмаров. Это страшные сны, которые могут повторяться. Детям снятся чудовища, жуткие события. Обычно ночные кошмары появляются на фоне дневных страхов. Такие дети просят оставить на ночь свет, стремятся быть поближе к родителям, вскрикивают и беспокойно двигаются во сне.


Уберечь ребенка от подобных неприятных переживаний можно. Для этого нужно не допускать перед сном таких событий:

  • ссоры родителей;
  • наказания, угрозы;
  • компьютерные и подвижные игры, TV;
  • отказ почитать перед сном, обнять или поцеловать ребенка.

Родительская поддержка детей 5 лет

Если страх проявляется слабо и редко, лучше отвлечь ребенка интересной игрой. Чем больше интересов, тем меньше переживаний.

Мудрые действия взрослых могут избавить ребенка от страхов. Например:

  • постараться понять причину тревоги;
  • внушить ребенку веру в то, что страхи исчезнут;
  • чаще говорить ребенку: «Я с тобой»;
  • обеспечить общение малыша с детьми (выброс эмоций);
  • активно играть дома;
  • бывать на природе;
  • предлагать малышу рисовать (или лепить) страхи и уничтожать их (или изображать в комичном виде);
  • поощрять достижения ребенка;
  • добиваться положительных эмоций.

Никогда не стоит запугивать ребенка. Пятилетний малыш может воспринять угрозы серьезно, и страх сохранится надолго.

Лучшая тактика по отношению к страхам - не беспокоиться, не впадать в панику, не драматизировать ситуацию. И тогда страхи исчезнут навсегда.

Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.

Виды страхов у детей 4-6 лет

Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .

Реальные страхи

К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:

Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.

Фантазийные страхи

В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:

Причины реальных страхов и как на них реагировать

Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.

1. Боязнь животных и насекомых

Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.

Что делать?

В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.

Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.

В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.

2. Боязнь белых халатов

Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.

Что делать?

Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.

Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.

Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.

3. Страх громких звуков

Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.

Что делать?

Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.

Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.

4. Боязнь чужих людей

Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.

При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.

Что делать?

Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.

Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.

5. Боязнь одиночества

Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.

Что делать?

Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.

6. Страх темноты и ночных кошмаров

Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.

Что делать?

Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».

Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.

Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.

Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.

Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.

7. Клаустрофобия

Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.

Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.

Что делать?

Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.

Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».

Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.

8. Страх наказания

Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.

Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.

Что делать?

Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».

Причины фантазийных страхов и как на них реагировать

Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.

1. Боязнь вымышленных персонажей

Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.

Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.

Что делать?

Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.

Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.

Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.

Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.

2. Страх ночных кошмаров

Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Что делать?

Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.

Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.

Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.

Что важно учитывать в борьбе со страхами

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  4. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Видео

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа

Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство - это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

Детские страхи основываются на той информации, которую дети получают от окружающих их людей, а затем свое дело делают разыгравшаяся фантазия и воображение. Чем старше становится ребенок, тем шире его кругозор и четче осознание большого количества опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Поэтому зачастую страхи растут вместе с ребенком.

Родителям не стоит пренебрегать страхами своих детей и пускать все на самотек, ведь зачастую невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства. С проблемами надо разбираться, а чтобы сделать это эффективно, необходимо для начала выяснить причину появления страха.

Причины детских страхов

  • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

  • внушенный страх

Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай - обожжешься», «Не бегай - упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

  • фантазии

Еще одна наиболее частая причина детского страха - собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

  • конфликты в семье
  • конфликты с другими детьми

Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию

  • гиперопека

Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

  • психические расстройства

Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

Виды детских страхов

Выделяют несколько видов детских страхов:

  • навязчивые страхи

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

  • бредовые страхи

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

  • сверхценные страхи

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

  • реальные страхи

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

  • невротические

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

  • свободные

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

  • возрастные страхи

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

0-6 мес - кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери
6 мес - 1 год - громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки
1-2 года - разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы
2-2,5 года - разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т.д.
2,5-3 года - громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)
3-5 лет - животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники
6-7 лет - боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)
7-8 лет - стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия
8-9 лет - страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,
9-11 лет - боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей
11-14 лет - боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

Лечение страхов у детей

При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

Общие принципы и подходы:

В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.
Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

Эффективные способы борьбы с детскими страхами

  • игра

Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра - это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

  • рисование

Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх - это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно - чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.
Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

  • сказкотерапия

Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

От мамы и папы нужна лишь забота и поддержка, умение выслушать и принять меры, найдя правильный подход к своему чаду. Если самостоятельно от страхов ребенку избавиться не удается, помните, что ребенка необходимо показать специалисту.


Здравствуйте, читатели и гости моего блога!
Продолжим разговор о детских страхах. Мне очень приятно, что эта тема заинтересовала читателей и я получаю много комментариев к постам. Спасибо! Этот пост получился длинным, очень длинным по моему мнению. Как Вы относитесь к длинным постам? Если говорить о себе, то мне легче воспринимать не очень много информации, а тем более такой серьезной. Мне важно Ваше мнение - какой объем поста легче воспринимать? Буду рада Вашим ответам.
Итак, о страхах детей 5-6 лет. Прежде чем рассказать о том, что детей волнует в этом возрасте важно знать ситуацию развития (в психологии определенный возраст связывают с ситуацией развития - с тем, что происходит с ребенком, что развивается и т.д.).


Напомню, что вопросы детских страхов я раскрываю с использованием книги Евгении Чех Мне страшно. Расскажи мне сказку. Если есть желание, то купите ее - не пожалеете!

У детей на шестом году жизни сохраняется непроизвольность психических процессов, им трудно управлять своим вниманием. Мыслительные процессы развиваются. Теперь ребенок может мыслить о предметах и явлениях, выходящих за пределы реальной ситуации.
Формируется представление об обратимых и необратимых процессах. Например, малыш понимает, что взрослый не может стать ребенком, а ребенок может стать взрослым. Однако на этой стадии ребенок еще не способен разграничить реальность и фантазию.
Основа речи обычно к этому возрасту сформирована. Теперь ребенок способен рассказать о своих переживаниях, открытиях. С помощью речи он может, задав вопрос, получить разрешение своим сомнениям или сделать новый шаг в своем познании мира. Этот возраст и называют возрастом почемучек.
Появляется потребность в общении. Малышу уже недостаточно только мамы и ближайшего окружения. Он ищет контакта со сверстниками.
Замечательная картина получилась. Ваш малыш делает в этом возрасте огромный рывок в своем развитии. Откуда приходят страхи? А страхи являются логическим продолжением роста.
Страх смерти и запретные темы. Мы говорим, что ребенок уже способен размышлять о времени, осмыслять необратимость происходящего. И что же он в связи с этим узнает? Что люди не бессмертны. Что и он, о ужас, когда-нибудь умрет. И что это может произойти огромным количеством способов и в любую минуту. Человек может вдруг заболеть и умереть. Человека может переехать машина, которых несчетное количество повсюду. Человека может убить грабитель или враг, если ведутся военные действия. И прочее, и прочее. Есть от чего запаниковать! Большинство страхов этого возраста связаны со страхом смерти. И это вполне нормально, это часть взросления.
Аню 6 лет привела на консультацию взволнованная мама. «С Аней что-то не то происходит Она меня пугает. Постоянно залает дурацкие вопросы про смерть и потусторонний мир. То спросит, все ли мы умрем и когда. То интересуется, куда попадают люди, когда умирают. Я и так и сяк ее отвлекаю, не выходит. Твердит свои вопросы из этой серии — и все. Это же явно признак психологического неблагополучия!»
Психолиагностика, однако, не показала никакого психологического неблагополучия. И с фактом смерти девочка ни в каком виде не встречалась. Аня же рассказала о своей подружке в детском садике, которая «просветила» ее на тему людской смертности, рая и ала. После того как мама спокойно и не вдаваясь в особые подробности ответила на Анины вопросы, тема смерти Аней больше не полнималась.
Конечно, толчок для исследований на определенную тему всегда есть. Но не будь столь просвещенной подружки, Аня почерпнула бы пищу для размышлений из окружающей действительности или телевизора. Есть темы, на которые мы с удовольствием даем ребенку исчерпывающие объяснения. Есть и другие, которых мы тщательно избегаем. Мы не знаем, как объяснить некоторые вещи, нам неловко, мы боимся неосторожным словом поранить ребенка. Делая вид, что определенных тем не существует, мы ожидаем и от ребенка, что он будет играть по нашим правилам. Среди подобных тем — тема рождения и тема смерти. Некоторые родители доходят до того, что в ответ на детский вопрос отвечают: «Такого слова нет!» или

«Я не знаю!» На что мы надеемся? Что ребенок никогда не получит ответ из других источников? Или забудет? А если ребенок, не получив внятного разъяснения, сам додумает недостающую информацию? Вот уж широкое поле для взращивания страхов. Сами посудите, если мама реагирует со страхом или нервозностью на простой вопрос, значит, это действительно страшно! А с другой стороны, запретный плод... что? Совершенно верно — очень сладок! К нему так и тянет! То есть избеганием мы добиваемся как раз обратного — мы привлекаем внимание ребенка к запретной теме. Так что, если мы хотим помочь ребенку пройти этот непростой этап взросления, придется немного потрудиться.

Для этого можно выполнить следующие упражнения.

Прежде всего нам необходимо понять, какова запретная тема (или темы) в вашей семье?

Часто мы столь преуспеваем в избегании неприятной темы, что и сами перестаем это замечать. Не торопитесь. Вспомните: о чем спрашивал ваш почемучка?

Всегда ли он получал ответы на свои вопросы?

Какие вопросы ребенка остаются без ответа?

Были ли вопросы, которые вас раздражали, были неприятны?

Можете ли вы сказать, почему это происходит:

1. Вы не знаете, как сложные философские вопросы объяснить на доступном ребенку уровне?"

2. Вы сами боитесь даже думать на эту тему?

4. Вы сами не знаете ответа?

5. Нет времени?

6. Другая причина? Какая? Запишите ваши ответы.


Итак, удалось ли вам определить свою запретную тему или темы? Если вы определили, в чем конкретно вы испытываете затруднения при ответах на детские вопросы, мы можем предметно разработать план действий по их преодолению.


1. В случае, если вы просто не знаете, как объяснить сложные вопросы на доступном ребенку уровне, вы можете:

Поинтересоваться, что предлагают специалисты по данному вопросу. Сегодня существует большое число книг для чтения вместе, с детьми или детям по вопросам рождения человека, любви, ревности и т. д. Однако обязательно прочитайте книгу сначала сами, прежде чем предлагать ее ребенку. Может так случиться, что авторская трактовка приведет вас, мягко говоря, в смущение.

Подумать, какое объяснение могло бы вас удовлетворить, будь вы в возрасте вашего ребенка.

Сочинить для вашего малыша сказку, в которой в образной форме рассказывается об интересующих ребенка вопросах.

Применительно к вами обнаруженной запретной теме проведите маленькое исследование книжного рынка, а также предложения библиотеки по

Если вы нашли книгу, которую с удовольствием прочитали бы вместе с вашим малышом, купите ее (или возьмите в библиотеке) и сделайте это. Не забудьте по окончании чтения поговорить с малышом о прочитанном. Что ему понравилось, что нет, что осталось непонятным? Ответьте на возникшие вопросы.

В случае, если подходящей книги найти не удалось, положитесь на собственные воспоминания и воображение. Постарайтесь вспомнить, как вы сами в возрасте вашего малыша пришли к пониманию этой темы, Что вам тогда помогло или помешало? Какое объяснение удовлетворило бы вас тогда? Сформулируйте такое объяснение сначала на бумаге. Если вас что-то не устраивает, внесите изменения. Теперь вы можете ваш ответ передать малышу. Предложите ему задать вопросы, если ему что-то непонятно. Ответьте на его вопросы.

2. Если вы обнаружили, что причина существования запретной для ребенка темы в вашем собственном страхе, придется поработать над собой. Разберемся, а чего, собственно, конкретно вы боитесь и почему. Возможно, вам придется мысленно вернуться в ваше детство. Обычно тогда мы получаем основные инструкции, которым следуем затем всю жизнь, не отдавая себе отчета. Действительно, научившись, например, читать, мы больше не задумываемся, какая это буква, просто автоматически читаем. Так и с информацией о законах мироздания: когда-то получили сигнал, что это делать нельзя, и следуем ему автоматически.


3. Вы боитесь, что, если ребенок узнает правду, это может его травмировать?

Правду ребенок узнает в любом случае. Вопрос только - от кого и в каком виде. Кроме того, отказываясь поговорить с ребенком на запретную тему, вы упускаете еще и возможность показать ему, что он может в любом вопросе на вас положиться. Если позже вы обнаружите, что малыш что-то от вас утаивает, не стоит удивляться.

Не лучше ли набраться мужества и самим ответить ребенку на интересующие его вопросы в той форме, которая устроит и ребенка, и вас? Если вы не уверены, посоветуйтесь с другом. Часто со стороны виднее. И конечно, консультация специалиста была бы еще лучшим подспорьем.

4. Вы сами не знаете ответа? Ну что ж, тогда детский вопрос - хороший повод заполнить пробелы в образовании. Это не говоря уже о том. что вы, как минимум, заботитесь о сохранении близких отношений с ребенком.

5. Ну и последняя в списке, но не по частоте встречаемости, причина - нет времени. Вы не одиноки. Практически каждый папа и каждая мама загружены до предела решением ежедневных бытовых, финансовых, производственных проблем. И для каждого родителя важно благополучие его малыша. Я не устаю призывать: не забывайте, пожалуйста, что благополучие малыша заключается не только в отсутствии чувства голода и холода. Не менее важно, что происходит в душе маленького человека. А это вы можете проследить по настроению ребенка и по вопросам, которые он задает. Тем более что много вашего времени и не потребуется. Самый подробный ответ не займет у вас больше пяти минут. Думаю, безмятежная улыбка вашего малыша того стоит.

6. Если вы обнаружили другие причины возникновения запретных тем в вашем общении с ребенком, попробуйте по аналогии с рассмотренными вопросами найти решение самостоятельно. Ваши усилия будут возна-

. граждены.

Страх насмешек, изоляции, одиночества. В возрасте 5-6 лет возникает еще одна, особая группа страхов. Это страх, что над тобой будут смеяться сверстники или не примут в свою группу, не признают своим. Особенность этой группы страхов в том, что это не абстрактные страхи, как страх темноты, например. Это страх конкретной ситуации, могущей произойти со мной при общении с другими людьми. Он говорит о вступлении ребенка в новый этап развития. У малыша возникает потребность общения со сверстниками. А вместе с потребностью возникает страх быть не способным ее удовлетворить — быть не принятым, оказаться в одиночестве. Конечно, каждый из нас, чего-то очень желая, но не имея опыта, сомневается в своих силах, тревожится. А вдруг не получится? А вдруг я хуже других? А вдруг они не захотят со мной водиться? А вдруг я всю жизнь буду один? Масла в огонь может подлить неосторожное слово взрослого, сказанное сгоряча, в результате чего опасения ребенка подтверждаются и закрепляются. И это уже не просто опасения, а устойчивый страх — страх насмешек, изоляции, одиночества.

Пример из практики Евгении Чех. Андрюше 5 лет. Он еще никогда не ходил в детский садик. Но очень хочет. Точнее, хотел. Потому что, как только он узнал, что появилась такая возможность и он со следующей недели может- посещать детский сад, наотрез отказывается туда идти. Родители в смятении. Пытались выяснить причину. Мама рассказывает: «Я Андрюше объяснила, что, если окажется, что воспитательнциа будет плохая, или что ему там не понравится, или спать в садике не захочет, или дети будут его обижать, мы его сразу же заберем домой. Ни в какую!»

Во-первых, обратите внимание, интересно мама уговаривает пойти в детский сад. Если эта место, где могут оказаться плохие воспитатели, где заставляют спать (а скорее всего, и еще что-нибудь заставляют), где может не понравиться и где дети могут тебя обижать, возникает вполне законный вопрос: зачем туда вообще идти? Это к вопросу о том, как мы сами внушаем нашим детям страхи.

Во-вторых, незадолго до рассматриваемых событий Андрюша с родителями ходил в гости, где собралась целая компания детей, примерно того же возраста, что и Андрюша. К сожалению, вечер был испорчен, так как вскоре Андрюша со слезами на глазах требовал, чтобы они ушли домой, потому что дети отказались принять его в свою игру. После того как все уговоры оказались безрезультатны, пришлось уйти. И мама в сердцах сказала: «Так ты никогда не научишься играть с детьми!» Приговор вынесен и был благополучно забыт. Но не Андрюшей.

Потребовалась определенная психотерапевтическая работа, прежде чем Андрюша поверил в свои силы устанавливать контакты с людьми. Вполне естественно, что Андрюша, не имея опыта взаимодействия с детским коллективом, опасался, удастся ли. На эти сомнения наложилась неудача на праздновании дня рождения. В этой ситуации следовало еще в гостях разобраться и разрешить конфликт. Но мамин вывод закрепил мнение самого мальчика о себе и своих способностях. Если уж мама так считает, нечего и пытаться.

Вот такой возраст — интересный и очень ответственный.


Спасибо, что дочитали этот длинный пост до конца! Надеюсь в своих комментариях Вы поделитесь своими примерами страхов детей 5-6 лет и своими личными страхами в этом возрасте.


Close