Как помочь ребенку улучшить эмоциональное состояние


Часто родители жалуются на то, что ребенок неуравновешен, плаксив, робок, тревожен, неуправляем, агрессивен. Конечно, все эти проявления могут иметь разные причины и требовать отдельных подходов в помощи. Но общим является то, что через негативные эмоции и поведение ребенок сигнализирует взрослым, что ему нехорошо, что с ним что-то не так, есть что-то, с чем он не может справиться, потому что для него это слишком тяжело.

Есть общие моменты, которые полезно знать и учитывать, чтобы предотвратить эмоциональные срывы и улучшить эмоциональное состояние ребенка.

Из-за чего эмоциональное состояние ребенка становится негативным, и что с этим делать:

1. Ребенок получает мало внимания «напрямую». Дети не могут по-взрослому оценить заботу родителей о себе в виде зарабатывания денег, уборки в доме, приготовления пищи. Они чувствуют любовь к себе, когда им уделяют время и внимание. При этом не нужно быть много времени с ребенком, нужно просто уделить ему время тогда, когда он этого хочет - в игре, рисовании, чтении. Ребенок насытится вниманием и отпустит вас к вашим делам.

«Поэтому включите в распорядок дня время, когда вы ничем больше не занимаетесь, а выполняете просьбу ребенка, играете с ним так, как он хочет, разговариваете, обнимаете, целуете. Это те формы любви, которые наиболее сильно насыщают ребенка . »

2. Ребенку предъявлены слишком высокие требования (к поведению, бытовым привычкам, дисциплине, обучению, его рассудительности). Современные дети активно демонстрируют взрослым, что УЖЕ являются способной и талантливой личностью! И это правда, и это важно учитывать - в уважении к ребенку. Вместе с тем, не стоит забывать, что даже умный, успешный, коммуникабельный ребенок (который иногда создает впечатление не по годам зрелого, мудрого, взрослого) - все же Ребенок, который не может мыслить, принимать решения и вести себя по стандартам взрослых.

«Помните, сколько лет вашему ребенку. Проверяйте, не слишком ли ваши требования к нему завышены, предъявлены «не по годам», остается ли у ребенка при выполнении ваших требований пространство для игры , спонтанности, радости, движения. »

3. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Это основной механизм, который ожесточает или запугивает не только ребенка, но и взрослого человека, портит отношения. Если ребенок делает что-то хорошее, но не получает похвалы, то, как минимум, он не узнает, что сделал что-то хорошее (а кто же ему подскажет это, если не вы?), как максимум - на его достижения, хорошее поведение не обращают внимания - то есть, обесценивают (((. Вспомните свое состояние, когда вы старались, а важный для вас человек или не обратил внимания на ваш вклад, или, промолчав о хорошем, обратил внимание на недостатки. Если это часто повторяется, то так возникает заниженная самооценка, неверие в себя, нежелание что-то делать.

«Отмечайте похвалой и благодарностью, поддержкой, уважением то, что ребенок делает хорошо, - это будет развивать в нем самоуважение и активность. Вместо критики, которая формулируется «ты не хорошо / плохо… », важно спокойно рассказать «лучше сделать …., потому что… ».

4. Ребенку трудно справляться с какой-то своей задачей, выполнять которую он не готов (сон в отдельной комнате, пребывание с родственниками без родителей, адаптация к детскому саду, занятия по интеллектуальному развитию, дополнительные кружки в школе). Иногда ребенок сначала справляется, а затем его силы сдают и эмоции показывают «сбой». Дайте себе ответ на вопрос, что может вызвать трудности в жизни вашего ребенка? Готов ли он к этому? Как вы можете смягчить ему адаптацию? Прямо спросите ребенка, что его беспокоит, что именно дается ему тяжело, что он не хочет делать.

«Предложите ему поддержку, исправьте нагрузку так, чтобы она происходила в тех порциях, с которыми ребенок справляется, обязательно хвалите его, когда у него это получается. Важно не только то, что ребенок справился с задачей, а и то, КАК он чувствует себя, когда с этим справляется

5. Вокруг ребенка слишком часто меняются люди, обстоятельства, правила поведения, он переживает слишком много событий .Это приводит к тому, что появляется ощущение непредсказуемости, а для ребенка это - момент хаоса. У него исчезает ощущение стабильности, повторяемости, а соответственно - безопасности и предсказуемости. Ему слишком часто приходится переадаптироваться. Иногда это возникает даже как следствие того, что близкие люди предъявляют разные требования, ожидания к ребенку: «то, что можно с бабушкой, то нельзя с мамой», «вчера папа разрешил это, потому что у него было хорошее настроение, а сегодня нет».

«Договоритесь о стабильности в распорядке, правилах поведения ребенка, так, чтобы «хорошо и плохо», «можно и нельзя» имели одинаковое содержание от всех окружающих. Сделайте распорядок дня ребенка стабильным, об изменениях в планах говорите с ним, готовя его к этому .»

6. Ребенок реагирует на сложный период, который проживает семья или кто-то из взрослых. Так бывает, когда семья адаптируется после рождения еще одного ребенка, изменений в трудоустройстве, места жительства, смерти в семье, изменений в отношениях с родственниками, любых решений, которые требуют перестройки в жизни. Важно понять, что такие события происходят вне желания ребенка и часто он не готов принимать их и изменяться в соответствии с их новыми обстоятельствами. В дошкольном возрасте ребенок вполне способен проговорить свои дискомфорты, просто важно задать вопрос и услышать ответ. Важно помочь ребенку проявить чувство к этим изменениям, спросить, что его тревожит или раздражает (утомляет), что сейчас ему больше всего нужно. Полезно избегать «взрослых тяжелых» разговоров при ребенке, где есть много сомнений, страхов или злости. А вот делиться с ребенком верой в то, что все будет хорошо - очень даже стоит.

«Ответы на вопросы о том, что происходит сейчас, давайте в доступной и успокаивающей форме согласно возрасту. Усилить чувство стабильности помогут ежедневные ритуалы (сказки, мультики, игры , прогулки). Еще чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте, высвобождайте время для того, чтобы побыть вместе с ним ».

7. Ребенок реагирует на ваше эмоциональное состояние или отражает его своим поведением. Ребенок действительно часто внешне отражает то, что происходит внутри у его близких людей, или то, что он замечает в отношениях вокруг. Прислушайтесь к себе - как чувствуете себя вы? Какие эмоции вы испытываете чаще всего? Насколько светлое и спокойное ваше внутреннее состояние? Какие трудности вы испытываете (в отношениях, отношении к себе, к жизни, в понимании того, чего вы хотите сейчас)? Если вы признаетесь себе в том, что и вам непросто, что внутри вас много сложных чувств, которые вы стараетесь не вылить на окружающих (но все равно это проявляется в мелочах, передается в атмосфере и ребенок это отражает, вбирает в себя), это означает, что:

«Сейчасстоит уделить время себе - выровнять свое состояние, жизненные процессы, избавиться от стрессовых факторов, дать ответы на волнующие вопросы. Ваш внутренний покой и радость придадут энергии в любви к ребенку, станут базой для его внутреннего спокойствия и благополучия. И ребенок , как зеркало, отобразит вместо мрачного состояния, светлые тона радости ».

Наталия Губайдуллина
Тренинг для родителей «Негативные эмоции и способы освобождения»

Тренинг для родителей

Тема : «Негативные эмоции и способы освобождения »

Задачи :

Провести анализ собственных источников негативных переживаний ;

Научиться распознавать и безопасно избавляться от «негативных эмоций » ;

Снять накопившееся напряжение.

1. Вводная часть.

Знакомство с участниками тренинга . Каждый из участников представляет себя присутствующим.

ВОПРОС : С каким настроением вы пришли? Как вы себя чувствуете? Что вы ждёте от сегодняшней встречи?

Игра-разминка «Поменяйтесь местами те, кто…» . Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим.

Игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения , созданию благоприятной психологической атмосферы.

2. Основная часть.

Эмоция – это психическое состояние человека. Они бывают позитивные (радость, восторг смех) и негативные (страх, гнев, тревога) .

ВОПРОС для обсуждения :

Какие негативные состояния , эмоции вам наиболее неприятны? (на стенде располагаются карточки с отрицательными эмоциями : ненависть, обида, гнев, беспокойство, стыд)

Для чего нужны негативные эмоции ? И нужны ли вообще?

Как вы боретесь с негативными эмоциями ?

В процессе обсуждения составляется список (тетрадь «Для души» ). Полученный список корректируется и дополняется в процессе работы. Все негативные эмоции , такие, как ненависть к себе, гнев, беспокойство и стыд, истощают нашу энергию, забирают силы.

Гнев – одна из самых опасных и разрушительных человеческих эмоций .

ВОПРОС для обсуждения : «Что такое гнев? Когда он появляется?

Гнев - это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас, мы сердимся на самих себя. Иногда гнев используется как маска, под которой прячется страх или обида. Так или иначе, но каждый из нас испытывает порой недовольство или гнев. Гнев - хорошая эмоция . Но, не найдя выхода, он остается внутри человека, на уровне тела, и, как правило, трансформируется в болезнь или иные нарушения работы организма. Гнев возникает по той же причине, что и недовольство собой. Когда мы злимся, не чувствуя себя при этом вправе открыто выразить свои чувства, слова ярости застревают у нас в горле. Гнев не покидает нашего тела, и следствием этого является обида, горечь, депрессия. Поэтому неплохо было бы научиться управлять своим чувством в момент его возникновения. Когда негативная эмоция осознается и отслеживается – она уходит навсегда.

Большинство людей используют три способа обращения со своими чувствами и эмоциями : подавление, выражение и избегание.

Подавление - это самый худший метод, поскольку подавленные эмоции и чувства не уходят , а нарастают и нагнаиваются внутри нас, вызывая тревожность, напряжение, депрессию и целый ряд связанных со стрессом проблем. Подавленная энергия этих эмоций , в конце концов, начинает управлять вами способами , которые вам не нравятся и вам неподвластны.

Выражение - это, своего рода, вентиляция. «Взрываясь» иногда или «теряя терпение» мы освобождаемся от гнета накопившихся эмоций . Можно даже почувствовать себя хорошо, поскольку это переводит энергию в действия. Но это вовсе не значит, что вы избавились от этих чувств, это всего лишь временное облегчение. К тому же выражение наших эмоций может быть неприятно для человека, который все это получает. Это, в свою очередь может вызывать еще больший стресс, поскольку мы начинаем испытывать вину за то, что задели кого-то, выражая свои естественные чувства.

Избегание - это способ справляться с эмоциями , отвлекаясь от них посредством всяких развлечений : беседы, телевизор, еда, курение, выпивка, наркотики, кино, секс и т. д. Но, несмотря на наши попытки избегания, все эти чувства до сих пор здесь и продолжают взимать с нас свою пошлину в виде напряженности. Таким образом, избегание - это всего лишь одна из форм подавления.

Как нужно себя вести в момент появления негативной эмоции :

1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

2. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

3. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Выпейте стакан воды.

4. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос : сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

5. Сделайте несколько релаксационных упражнений, позволяющих снять напряжение :

(совместное выполнение упражнений)

Упражнение 1. Исходное положение - стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.

Упражнение 2. Исходное положение - стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки - как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.

Упражнение 3. Исходное положение : сидя. Спина прямая. Поднимите ноги перед собой, так, чтобы они были параллельны полу. Держите до тех пор, пока хватает сил. Затем сбросьте напряжение, уронив ноги на пол. Это упражнение позволяет снять мышечное напряжение в бедрах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Используется релаксационная музыка.

«Внутренний луч » - метод можно использовать на начальной стадии раздражения, когда приходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение.

Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки.

В верхней части возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь . Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.

Обсуждение

6. Выплесните свою накопившуюся энергию, свое раздражение и гнев. Какими способами можно это сделать ? (Обсуждение с родителями ) .

Существует несколько разновидностей позитивного подхода к гневу. Один из лучших - открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. Вы можете сказать : «Я сердит на тебя, потому что.»

Второй хороший способ избавления от гнева - это разговор с отражением в зеркале.

Существуют и другие способы выражения гнева :

(информация вывешивается на стенд)

громко спеть любимую песню

поколотить боксерскую грушу

полить цветы

заняться фитнесом

переставить в квартире мебель

нарисовать обидчика и зачиркать его

заняться вязанием

смять или порвать бумагу

посмотреть любимый фильм

послушать музыку

релаксация

громко крикнуть

высказать свой гнев обидчику

медитация

изобразить свои чувства на бумаге

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Используется музыка – 4 желания

Один из способов борьбы с негативными эмоциями - научиться понимать и выражать их.

Упражнение, которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи :

1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.

2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. И пусть рука движется, как хочет - плавно или отрывисто, медленно или быстро.

3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его. Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то добавьте все, что хотите.

4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны, обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.

5. Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы :

а) в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически и т. д.) ;

б) как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах) ;

в) как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно) ;

г) статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);

д) каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно) ;

е) каково общее настроение (мрачное, напряженное и т. д.) .

Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, и определитесь может быть его оставить или лучше энергично, с удовольствием разорвать его, скомкать обрывки и выбросить в мусорное ведро – решать вам. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.

Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Как менялось ваше состояние в течение встречи? Менялось ли вообще? Как вы себя сейчас чувствуете? Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими? Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?

Постулат, что важна не сама ситуация, а то, как мы на нее реагируем, давно стал широко известен и возражений не вызывает. Оказывается, 25% людей обладают так называемой “стартовой готовностью” различного рода эмоциональным воздействиям, срывам, накапливанию негативных эмоций.

Нет ничего удивительного в том, что мы волнуемся перед каким-то важным событием: экзаменом, первым свиданием, накануне первого дня на новой работе, перед собеседованием, в ожидании приема у начальника и т. п.

Но у одних людей эти волнения протекают относительно безболезненно для психики, довольно быстро гаснут, заменяются положительными моментами в жизни: общением с друзьями, веселым фильмом, приятным пейзажем за окном. А у других эмоции эти надолго “застревают”, не уходят, накапливаются, вызывая физиологические сдвиги в организме в виде обострения старых болезней или появления новых. Эмоции — это тот шлейф, который сопровождает любые события в нашей жизни и особенно важно, как наша психика умеет их “отсеивать”, справляться с негативом, оставляя лишь приятные переживания.

Какие бывают чувства и эмоции?

Эмоции и внутренние чувства человека отражают его отношение к какому-либо событию или ситуации в жизни. Причем два названных состояния довольно сильно отличаются друг от друга. Так, эмоции представляют собой непосредственную реакцию на что-либо. Происходит это «на животном уровне». Что же касается чувств, то это продукт мышления, накопленного опыта, переживаний и т. д.

Какие чувства бывают у человека? Ответить однозначно на поставленный вопрос довольно сложно. Ведь чувств и эмоций у людей много. Они дают человеку информацию о потребностях, а также обратную связь на происходящее. Благодаря этому люди могут понять, что они делают правильно, а в чем ошибаются. После осознания возникших чувств человек дает себе право на любую эмоцию, и тем самым он начинает понимать, что происходит в реальности.

Перечень основных эмоций и чувств

Все эмоции делятся на 3 разные группы.

1) Положительные:

  • удовольствие;
  • ликование;
  • радость;
  • гордость;
  • восторг;
  • доверие;
  • уверенность;
  • восхищение;
  • симпатия;
  • любовь (или привязанность);
  • любовь (половое влечение к партнеру);
  • уважение;
  • благодарность (или признательность);
  • умиление;
  • самодовольство;
  • нежность;
  • злорадство;
  • блаженство;
  • чувство удовлетворенной мести;
  • предвкушение;
  • чувство безопасности.

2) Отрицательные:

  • горе (или скорбь);
  • печаль (или грусть);
  • тоска;
  • огорчение;
  • обида;
  • отчаяние;
  • боязнь;
  • неудовольствие;
  • тревога;
  • страх;
  • испуг;
  • жалость;
  • сожаление;
  • сочувствие (или сострадание);
  • гнев;
  • досада;
  • возмущение (или негодование);
  • чувство оскорбления;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • злоба;
  • зависть;
  • уныние;
  • злость;
  • ревность;
  • скука;
  • неуверенность (или сомнение);
  • ужас;
  • стыд;
  • недоверие;
  • ярость;
  • растерянность;
  • отвращение.

3) Нейтральные:

  • удивление;
  • любопытство;
  • изумление;
  • спокойно-созерцательное настроение;
  • безразличие.

Психологи условно делят всех людей на два типа: А и Б.

К типу А относятся люди, у которых до болезненности развито чувство ответственности – все, что происходит в окружающем мире касается их лично.

Еще одна черта – честолюбие, стремление добиться определенного (желательно высокого) статуса, который выделял бы их в толпе. При этом неважно, чем они занимаются, ключевые слова – “быть лучшим”, для людей типа А движущей их по жизни силой можно считать стойкое стремление к деловому или личностному успеху.

Ставя перед собой очередную цель, такой человек подчиняет ей всего себя, в жертву идут и близкие люди и собственные желания, остается лишь слово “надо”. Это тип очень работоспособного, вечно загруженного человека, для которого вошло в привычку забывать о том, что существуют праздники, выходные и отпуска. Любой перерыв в работе человек типа А воспринимает как досадную помеху, ни на минуту не переставая думать о делах. По большому счету его психика не получает никакой разгрузки. Ведь общеизвестно, что для того, чтобы отдохнуть иногда достаточно просто переключится на другой вид деятельности. А вот этого, как раз, эти люди делать и не умеют.

Тип А, кроме всего прочего, — жесткая, конфликтная личность, предпочитающая при малейшем противостоянии ни сотрудничество или компромисс, а подавление, противостояние.

Человек типа А мало задумывается о своем здоровье, предпочитает игнорировать недомогания, “забывать” о них. Пойти к врачу? Что вы! Этому человеку некогда заниматься пустяками! В лучшем случае он выпьет какое-нибудь быстродействующее средство, чтобы убрать симптом и забыть, не думать о причинах болезни: болеть унизительно, это удел слабых. Между тем нервная система у типа А не обладает достаточным запасом прочности: прямо скажем, слабая у этих людей нервная система. К этому стоит добавить, что самоконтроль за свои поведением у такого человека развит явно недостаточно, часто бывают эмоциональные срывы, когда кажется, что человек, стоящий перед вами и вовсе не обладает “кожей”, одни обнаженные нервы, Буквально все его раздражает, вызывает эмоциональные вспышки.

Тип Б – это спокойные, добродушные, уравновешенные люди. Утвердиться на работе для них не самоцель: собственное настроение и здоровье дороже. Эти люди никогда не задерживаются на работе сверхурочно, не берут работу на дом, у них четко простроены границы “мое – не мое”. Если уж отпуск, то отпуск по полной программе, с полным отключением от привычных дел и мыслей. Со стороны такой человек может показаться “пофигистом”, равнодушным ко всему, кроме собственной персоны. На самом деле это не так: у людей типа Б прекрасно развиты защитные механизмы психики, которые не допускают накапливания, “застревания” негативных эмоций.

Срабатывают механизмы психологической защиты – вытеснение (перевод негативного переживания в подсознание, “забывание») рационализация (переход с языка чувств на язык логики, что делает переживание не таким острым), избегание и пр.

Результат – гораздо более устойчивая нервная система и, соответственно, в несколько раз меньше риск всевозможных заболеваний. В экстремальных ситуациях у людей типа Б гораздо больше шансов собраться, сориентироваться, принять правильное решение, не поддавшись паническим атакам эмоций.

Считается, что принадлежность к тому или иному типу закладывается в раннем детстве, но свойства эти не врожденные, то есть можно, хорошенько поработав над собой, изменить свой тип, или, по крайней мере, научиться не допускать длительного “заражения” негативными эмоциями, разрушающими нашу психику и подрывающими наше здоровье.

Безусловно, механизмы эмоционального реагирования человека гораздо богаче и разнообразнее, чем это представлено в типах А и Б. Однако, причислив, хотя бы условно, себя к одному из этих типов — Вы сможете лучше отследить механизмы своих эмоциональных реакций, степень их влияния на ваше самочувствие, то, насколько вы способны контролировать эти моменты.

На самом деле главный показатель того, насколько мы психологически здоровы, это – умение радоваться. Американские психологи в этой связи основными критериями считают то, как человек способен радоваться (и способен ли вообще) каждому утру и каждой новой весне. Если это присуще вам, то вы – счастливый обладатель стойкого психологического иммунитета ко всем жизненным невзгодам.

Как подружиться с эмоциями?

Эмоции –это двигатель нашего поведения. Как правило, они связаны со стремлением человека достичь какой-то важной цели или избежать неприятной для него ситуации. Любое эмоциональное переживание вызывает определенные физиологические реакции.

Конечно, сдерживать свои эмоции нелегко, но контролировать их все-таки можно и мало того, чтобы быть успешным, этому просто необходимо учиться. Уметь контролировать свои эмоции обязаны врачи, пожарные, спасатели и представители других профессий, работа которых связана с постоянным напряжением.

Рекомендации психолога, которые помогут вам овладеть своими эмоциями:

1. Если Вы чувствуете, что в какой-то ситуации можете потерять контроль над своими эмоциями, постарайтесь уйти. Сделайте паузу, передохните, а затем с новыми мыслями постарайтесь взглянуть на проблему другими глазами.

2. Убеждайте себя с помощью позитивных установок. Скажите себе, что Вы спокойны, уверены в своих силах, счастливы. Повторяйте эти утверждения как можно чаще.

3. Прежде чем выплеснуть море своих негативных эмоций на кого-то из своего окружения, запишите их себе в дневник или на обычный лист бумаги. Пусть пройдет какое-то время. Если впоследствии Ваше мнение не изменится и Вы почувствуете, что считаете нужным решить эту проблему так, а не иначе, действуйте.

4. Перестаньте считать себя идеальным. Смиритесь с тем, что вы можете совершать ошибки. Научитесь выслушивать критику со стороны других. Настоящая уверенность в себе подразумевает, что Вы открыты для критики и не обижаетесь на нее.

5. Самый простой способ избежать негативных эмоций — отвлечься. Любое действие — лучшее лекарство от беспокойства.

6. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию, из-за которой не нахожу себе места?». Если ответ не приходит на ум — значит, остается только успокоиться и ждать, ведь своим беспокойством вы ничего не добьетесь, от этого легче не станет.

7. Найдите свой способ релаксации. Для одних это может быть спорт, для других — танцы, поход в салон красоты, баня, массаж или просто принятие ванны с ароматическими маслами. Да что угодно, главное, чтобы Вам от этого становилось спокойнее и комфортнее.

8. В психологии известен еще один распространенный прием. Справиться с беспокойством можно попробовать физически. Для этого следует найти на поверхности нашего тела зоны, ответственные за чувство нервозности (точки на висках и на середине ладоней), и помассировать их в течение нескольких минут по часовой стрелке.

9. И, наконец, лучший совет на все случаи жизни — улыбайтесь или даже смейтесь, как бы Вам ни было тяжело. С улыбкой шагать по жизни проще и веселее. К тому же жизнерадостный человек всегда красивее угрюмого.

Дружите со своими эмоциями, путь все впечатления, которые дарит Вам жизнь, будут приятными!

Источники:

  • http://shkolazhizni.ru
  • http://vatolin.info
  • http://fb.ru

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» желает Вам хорошего самочувствия и приглашает Вас посетить:

  • консультацию врача-невролога;
  • консультацию врача-аллерголога;

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону:46-85-00

Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ

В ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ

(с трудностями поведения и характера)

Педагог-психолог:

Как вести себя, если ребенок проявляет

упрямство, капризы, непослушание.

1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал.

3. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.

4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему,

как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

5. Дети не могут управлять ни своим возмущением, ни чувством вины.

Поэтому нельзя проявлять после истерики недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.

6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.

Что делать, если ребенок негативно

демонстрирует поведение.

Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита внимания, общения, высоких оценок.

Главное - замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов» - свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке- проявлять

к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.

Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан впервые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.

Одно лишь ласковое слово может снять озлобленность ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимость снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком (или манная крупа), водой и (или) релаксация.

Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причины, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.

Повышенная двигательная возбудимость у детей

(гиперактивность).

Если ребенок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит – все это признаки нервного напряжения. Причины:

ü Неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;

ü Грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;

ü Реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность, безобразное поведение.


Окрики, одергивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ – срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное напряжение.

В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

Как помочь ребенку, если он робкий, тревожный, необщительный.

Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выделяйте в качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребенок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.

Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).

Не делайте за ребенком то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особенно внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока, и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребенку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т. п.) Приобщайте ребенка к частным выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).

Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры.

За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Поэтому в первую очередь необходимо создать дома атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания , доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми, и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я». Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжать верить в него – он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

Почему ребенок проявляет эгоизм, жадность.

Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви, заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводит к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребенок будет неверно расценивать обладание вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви.

В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». одно дело - избалованные дети, дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело - ребенок травмированный, тревожный, ожесточенный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений - любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.

Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят свое время и самих себя, то окажутся в этой коллекции самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.

Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего, что живет и развивается. Но любовь не должна быть слепа, она требует разумности, мудрости, которая проявляется в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

Если ребенок говорит неправду.

Дети лгут чтобы:

ü произвести впечатление и упрочнить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви;

ü скрыть свою вину, избежать наказания;

ü выразить свою враждебность.

Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопрос. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что надо было сделать вместо того, что сделал он.

Из всех способов пресечь лож, самый бесполезный – пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать наказаний, упреков. В то же время его враждебность лишь усилится из-за того, что с ним обошлись грубо.

Кроме того, взрослые то и дело путают представления ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам лжет.

Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

Еще несколько советов, или понемногу о разном.

В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с силой.

Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это поколеблет веру ребенка в вас.

Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.

Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних. Если вы скажете ему все спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание.

Не читайте ребенку нотации и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Стремитесь с тем, что ребенок любит экспериментировать. Так он познает мир. Лучший способ воспитать ответственность и уверенность в себе - предоставить ребенку возможность самостоятельно принимать решения.

Ребенок учится на собственном опыте, поэтому не следует оберегать его от последствий собственных ошибок.

Поощряйте любознательность ребенка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответ на стороне.

Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множество правил для ребенка: он перестанет обращать на вас внимания.

Пусть ребенок дает волю своим фантазиям. Живое воображение - дар, присущий детству. Никогда не подавляйте его!

Появление малыша в семье может вызвать кризис в жизни старшего ребенка. Относитесь к детям одинаково. Старший ребенок должен знать, что вы любите его ничуть ни меньше.

Хороший способ прекратить ссору между людьми - сменить обстановку, отвлечь их.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Если вы хотите развивать у ребенка определенные качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть.

«Болезненная привязанность к матери»

Если ребенок сверх меры привязан к матери, прежде всего не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить - он все равно не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты.

Никогда не действуйте насильственными методами. Каждый уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.

«Внезапный уход» - также достаточно спорный метод. Когда мама уходит не заметно, это пугает ребенка еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости.

Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью, - это чувство спокойствия и ощущения защищенности.

В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать: прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе – все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор.

Не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, папа, бабушка…), тем больше будет страдать от своего комплекса.

Почаще берите ребенка собой в гости, приглашайте в дом гостей. Радуйтесь проявлениям его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении зависимости.

В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например в кухне.

После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем –то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимание, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. Если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.

Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключается – в этом случае вам придется немножко подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и оставайтесь там не больше 5 минут. Вернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быстро, как и обещали. Не следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через 5-7 дней, когда ребенок понемногу начнет привыкать к вашему отсутствию, время следует незаметно увеличивать, но не более 3 минут. Когда время вашего отсутствия увеличится до 15-20 минут, вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное, игрушку.

В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Но не следует награждать малыша каждый день, иначе он к этому привыкнет и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без мамы, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного. Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Ребенок должен понять со временем, что в отсутствии матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.


Close