Дрогой мой друг сегодня я хочу тебя рассказать о дружбе.

Дружба - это замечательно, это близкие отношения с друзьями, основанные на взаимном доверии, привязанности, как для взрослого так и для ребенка. С друзьями живется весело, с друзьями можно пойти погулять, посмотреть фильмы, покататься на велосипеде и т.д. С другом даже неприятности переживаются легче. В общем, когда есть друг это здорово, но может случиться так, что у тебя не будет друзей.

Что же делать если с тобой никто не дружит?


Прежде всего, ты должен быть смелее, застенчивость тут не уместна.Если ты хочешь обрести друзей тебе нужно быть среди детей, а не держаться в сторонке. Ты должен попробовать подружиться со своими сверстниками, а это не так уж сложно как тебе может показаться.

Может случится так, что тебе и твоим родителям придется переехать жить в другой город. Конечно же, тебе придется поменять и школу. Может случиться так, что в новой школе у тебя не окажется друзей.


Твои одноклассники на переменках своими компаниями собираются, парами, а ты совсем один. Да, согласна, это неприятно. И с этим надо срочно что-то делать. Давай же подумаем почему так происходит, и как выйти из такой ситуации.

Помни: никто не хочет дружить с.....


Ты не жалуешься взрослым без надобности, не жадничаешь когда у тебя есть что-либо такое чего нет у других, не злишься и не ругаешься по пустякам, не ноешь из-за каждой мелочи, не умничаешь.

Если все это не про тебя, а друзей тебе все равно не удается приобрести, возможно ты допускаешь одну из 4 ошибок.

Ты сейчас, наверное, подумал, что это за ошибки? Вот я тебе их и назову.

1 ОШИБКА . Не думай о том, как и что с тобой будет, оставайся собой. Отгоняй от себя мысли, что: «Со мной никто не дружит, потому что я плохо учусь» или «потому что я неспортивный», или «потому что у меня нет дорогих вещей» Это как если бы написать у себя на лбу:

СО МНОЙ ДРУЖИТЬ НЕЛЬЗЯ... НА ТО ЕСТЬ ПРИЧИНЫ!.

А потом ты удивляешься, что не можешь завести друзей.

С человеком дружат не из-за того, что он образцово-показательный (спортивный, смышленый, престижный, красивый). И не из-за того, что у него есть какие-то особенные вещи. Если бы это было так, тогда все хотели бы дружить только с некоторыми уникальными мальчиками и девочками, а мы видим, что друзья есть почти у всех.

Я тебе скажу вот что, ни в коем случае не следует подкупать детей.

Не следует носить конфетки и угощать ими детей ради своей выгоды. Ты можешь чаще улыбаться. Красиво одеваться, выглядеть чисто и опрятно. У тебя может быть симпатичная сумочка с побрякушками, «мобильник», пусть и недорогой. Пригласи домой поиграть несколько девочек или мальчиков.

Предложи им на выходных куда-нибудь вместе сходить (кино, парк покататься на роликах, велосипедах и т.д.).

2 ОШИБКА. Это когда ты начинаешь думать, что тебе вообще не следует общаться со сверстниками и ты закрываешься от всех, предпочитаешь посидеть за компьютером нежели пойти и поиграть на улице с ребятами.

Да, возможно, компьютер это тот товарищ с которым можно хоть целый день играть в игры. Он не спорит, не огрызается, всегда подождет тебя, никуда не уйдет. Можно пообщаться в соц.сетях, где тебя никто не знает и не так страшно, правда? Нет никакой проблемы.

Очень плохо, что ты выбираешь компьютер.

Живое общение бесценно. И поэтому нужно учится взаимодействовать с другими.

Представь себе такую ситуацию. Вот у тебя не получается решить задачу по геометрии. И ты решаешь, мол "да не буду я ее вообще решать, лучше сделаю что попроще". Хорошее решение, не правда ли? Согласна, что попроще ты решишь. А после что?

Как писать самостоятельную работу?

Как заканчивать учебный год?

Выходит, ты просто потерял зря время. Ты должен понять, чем дольше ты будешь сложные задачи откладывать на потом, тем сложнее потом будет все это наверстать.

Лучше приложить больше усилий первый раз и таки справится с трудной задачей.

Вот и с общением так же. Чем чаще ты будешь "дружить" с компьютером, тем сложнее тебе будет научится тому, что у тебя и так плохо получается: знакомиться, общаться, дружить. И скаждым годом будет всё сложнее и сложнее. Не стоит запускать это дело, лучше собраться духом и решительно взяться за навыки общения.

3 ОШИБКА. Тебе очень хочется быть важным и заметным, тебе очень хочется, чтобы с тобой все дружили.

Ты готов на все и не перестаешь думать об этом. У тебя это становится как навязчивая идея и ты начинаешь стараться одеваться как все, вести себя как все, ты всегда рядом, ты готов выполнить любую просьбу, ты готов потратить все деньги, что дали тебе родители на обед, лишь бы только остаться в компании.

Ты очень переживаешь, что о тебе подумают или скажут или как посмотрят. А если с тобой кто-то и перекинется несколько словами, то ты уже все сразу же начинаешь думать, что это твой друг.

Запомни: так нельзя!

Доказывать остальным детям, какой ты хороший - абсолютно бесполезно.

Все эти одевания, старания ни к чему. Если ты так будешь поступать, то в дальнейшем это может закончиться для тебя плачевно: тебя начнут использовать в своих целях.

Например, станут гонять в столовую: "ой, не мог бы ты пирожок купить, а то мне некогда", или "принеси, пожалуйста, мне портфель из класса, а то я в туалет не успею" и т.п. - разве тебе хочется, стать постепенно девочкой или мальчиком на побегушках.

Вот так поступать ни в коем случае нельзя.

Тебе стоит понять: ты очень хорош сам по себе, ты талантливый и интересный человек .

Пойми не нужно никому ничего не доказывать - будь собой и окружающие это обязательно заметят. Учись находить общий язык и общие темы с теми, кто тебе нравится (Уроки Фалабеллы скачайте, аудио). Тебе нужно сделать шаг навстречу первым, может кто-то тоже не решается подойти к тебе. Будь смелее.

4 ОШИБКА. Глупо думать так, словно «будет все как я хочу».

Я тебе скажу так: многие дети не умеют общаться на равных. При первой же возможности начинают командовать.

Предлагают игры, которые нравятся им самим. Считают, что остальные должны соглашаться с их идеями и слушать всё, что они рассказывают. Смеялись лишь над их шутками. Во всех играх хотят только выигрывать.

А если что-то идёт не так, то обижаются и ссорятся или уходят.

Им кажется, что никто их не понимает и дружить с ними не хочет, им просто не повезло, что достались такие одноклассники или соседи - глупые, скучные и противные.

В любом коллективе есть «звезды» и изгои. На первых равняются, со вторыми общаться негласно запрещено. Сегодня поговорим о том, каково это – быть аутсайдером.


«В нашей дружной компании всегда рады новичкам!» – ребята из школы №15.

Алина Илюшечкина, психолог.
Фото Сергея Киреева.

Конкурс «Объектив на позитив». Заходи!

Белые вороны

У школьников (да и у детсадовцев!) буквально с первого взгляда можно понять, кто в группе лидер, кто предпочитает быть в стороне, а кто и вовсе отвержен коллективом. Если ваш ребенок белая ворона и если его это беспокоит, пора принимать меры!

Отношения со сверстниками в детстве играют большую роль в формировании личности человека. От этого может зависеть поведение и во взрослой жизни.

Что же испытывают отвергнутые классом?

Из детских блогов:

Друзей у меня почти нет. В последнее время я ощущаю, что теряю веру в людей, у меня развивается недоверие ко всему миру. Я очень много времени провожу наедине со своими мыслями. Я не знаю, что со мной происходит…»

«Я боюсь людей. Не могу себя преодолеть. Я слишком нерешительна. Сначала я просто остаюсь в стороне от всех, а потом надо мной начинают издеваться. Я больше не могу терпеть все это! Я в отчаянии. Неужели я всю жизнь буду изгоем?»

Итак, изгой – это сложный комплекс чувств: недоверие, растерянность, злость, печаль и при этом желание найти понимание и общение. Статус аутсайдера создает проблему одиночества, причем вынужденного.

Положение аутсайдера напоминает замкнутый круг: ровесники игнорируют ребенка или же делают объектом насмешек. А он еще больше уходит в себя либо становится агрессивным. Из этого круга самому ребенку выйти сложно. Есть и другая трудность: общаться с «чужим», значит самому стать отверженным. А кому не страшно занять такую позицию? Поэтому даже при желании помочь одиночке опасение за свое положение перевешивает стремление помочь.

Как понять, что мой ребенок «свой» в компании?

Понаблюдайте за сыном или дочкой:

Он часто говорит по телефону с одноклассниками,
проводит выходные с друзьями,
часто рассказывает вам о друзьях,
участвует во внешкольной жизни,
часто ходит в гости к друзьям,
с радостью идет в школу,
у него хорошее настроение после школы.

Если ответов «да» почти нет, стоит задуматься: «Комфортно ли моему ребенку в школе?»

«Почему меня не любят?»

Почему так часто возникает проблема аутсайдеров в школе? Дети – это еще не сформированные до конца личности, они постоянно ищут себя, стремятся реализоваться. И для этого используют самый простой для себя и при этом жестокий для других способ: найти кого-то слабее. Часто отвергаемый является лишь поводом для насмешек просто потому, что кто-то должен занять это место.

Но некоторые дети сами ставят себя в такую ситуацию. Например, ребенку нравится казаться шутом. Ему нравится, что он может развеселить всех. Но со временем эта роль прирастает к нему. И теперь школьник становится постоянным объектом насмешек, сам того уже не желая.

В младших классах чаще бойкотируют тех, кто плохо учится, слишком драчлив и непоседлив. В более старшем возрасте такое положение может занять любимчик учителя, нестандартные дети со своеобразным мышлением либо необычной внешностью.

Мой дом – моя крепость

Помочь в такой ситуации ребенку должны в первую очередь родители. Во-первых, отнестись к ситуации со всей серьезностью. Вам это может показаться мелочью, но для ребенка, который только входит в этот социальный мир, учиться общаться и налаживать отношения с окружающими очень важно. Просто представьте себя на его месте: каково, если вы каждый день ходите на работу, а вас там открыто обсуждают, причем не в лучшем свете?

1  Поговорите о чувствах: «Мне кажется, ты в последнее время стал грустным. Наверное, ты чем-то расстроен? Тебя что-то беспокоит?»

Если ребенок не хочет вам открыться, не надо дотошно расспрашивать. Понаблюдайте за настроением ребенка, пообщайтесь с его учителями, школьным психологом.

2  Важно изменить ситуацию в классе. Здесь большое значение имеет совместная работа педагога и родителей. Нужно включить ребенка в школьную жизнь, позволить ему участвовать в общих занятиях: вместе с другими сделать стенгазету, подготовить выступление к празднику и т.д. Работать надо со всем классом, а не разговаривать с каждым учеником отдельно. Простые лекции о дружбе и уважении вряд ли надолго помогут, если вообще не вызовут обратного эффекта.

Обратитесь к психологу, он может провести для ребят тренинг. В начальной школе можно рассказать сказку, например, про животных из леса, которые не дружили с зайчиком, а в трудной ситуации он всех спас. Так лесные жители стали ценить своего героя!

Ребята будут переносить сюжет на свой класс, а учитель или психолог поможет им осознать смысл истории. Главное, что они сами должны все понять, а не получить «указание дружить».

Со временем позиция одиночки может закалить характер ребенка. Он станет уверенным и сильным, просто потому, что смог все это достойно пережить!

Знаете ли вы…

Герцогиня Кэтрин, жена принца Уильяма, была в детстве спокойной и чувствительной девочкой. В частной школе Down House в Англии ее постоянно задевали другие ученицы. Известно, что на своей свадьбе вместо подарков Кэтрин попросила перечислить деньги на благотворительность. Средства переводились и в специальный фонд помощи детям, которых притесняют в школе.

Кстати

Что влияет на популярность ребенка?

Внешний вид. Прическа, опрятность одежды, очки, черты лица

Ум. Смекалка, школьные оценки, уровень знаний

Сила. Способность постоять за себя, спортподготовка

Общительность. Умение поддержать разговор, заводить знакомства


Дорогие читатели!

Если у вас есть вопросы о воспитании детей,
звоните по телефону 23-52-67
или пишите на электронный адрес
.


Алина Илюшечкина,

корреспондент, детский психолог.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Повезло тем людям, которые встретили лучших друзей в школе. Вообще, школьная дружба зачастую считается эталоном на протяжении всей жизни. Но бывают случаи, когда дружба остается лишь на словах, а на деле одноклассники все чаще и чаще кажутся чужими людьми. Нормально ли это?

сайт решил разобраться с этим вопросом и выявил 3 факта, которые помогут понять: одноклассники - настоящие ли это друзья? И адекватны ли те люди, которые вообще не дружат со своими коллегами по парте?

Факт № 1: одноклассники чаще всего отписываются друг от друга в соцсетях

Вы скажете: «Да ну, нелепый показатель». А мы вам возразим: как их сегодня называют, «анфренды» - это очень даже показательные примеры культурного и жизненного отдаления людей.

Кристофер Сибона, аспирант Университета Колорадо (США), провел целое исследование по отписке в соцсетях и выяснил, что чаще всего удаляют друг друга из друзей на Facebook именно одноклассники. Причиной отписки обычно является «деполяризация», то есть кардинальное отдаление мироощущения людей, которые вроде бы еще вчера сидели в одном классе. Показателями этих изменений выступают религиозные, политические и вообще нравственно-отличные публикации в сети, которые и заставляют совершать многих людей столь ужасный акт отписки. Еще одна причина - тривиальность и неинтересность бывшего одноклассника. Почему бы его не удалить, если вы уже вряд ли когда-нибудь пересечетесь?

Если совсем грубо, то сегодня среди молодежи действует негласное правило : «удалил из друзей - вычеркнул из жизни». И чаще всего это делают именно бывшие одноклассники. Как вы думаете, о чем это говорит?

Факт № 2: вам не о чем разговаривать

Вы замечали, что на встречах одноклассников чаще всего обсуждаются воспоминания? Речь идет, разумеется, о стандартных встречах класса, а не о посиделках с лучшими / закадычными друзьями из школы, с которыми вы не расставались с момента последнего звонка. Если отсечь из вашего разговора все старые приколы, сплетни, новости об учителях и сухие факты из вашей жизни, то порой вам и поговорить-то будет не о чем. Здесь самое время для наглядного рассказа одного из наших редакторов:

«В прошлом году я оказалась проездом в городе N, где теперь жила моя бывшая одноклассница. Мы неплохо дружили в школе и до сих пор общались в компании: ну знаете, групповые чаты в мессенджерах, комментарии в Instagram. В общем, у меня не было ни единого сомнения, что я должна провести эти 5 часов до самолета именно в ее столь долгожданной компании. Первые 2 часа нашей встречи заняло обсуждение жизни наших одноклассников, наших собственных жизней и жизни города N. Следующие 2 часа прошли в компании напряженных пауз и резких смен направлений диалога, когда кто-нибудь из нас вдруг вспоминал годную тему для обсуждения. Последний час нужно было снимать нас на камеру: мы шли рядом по парку, смотрели в разные стороны и перебивали наше молчание тяжелыми вздохами в сопровождении фраз: „Вот так, мда“ и „Такие вот дела“. Говорить было катастрофически не о чем. И тогда я с сожалением подумала, что все эти чаты в мессенджерах и комментарии в Instagram - фикция дружбы, из уважения цепляющаяся за прошлое, не более».

Факт № 3: коллектив ≠ друзья

Как нельзя лучше эту проблему описывает Хейди , один из авторов детского блога Fortworth : «На протяжении нескольких лет я слышала, что многие учителя позиционируют одноклассников моего сына как его настоящих друзей. Все вроде бы было так, пока в один день мой сын не вернулся из школы, обеспокоенный грубым поведением одного такого „друга“. Зная, что это уже далеко не первое столкновение этого парнишки с моим сыном, я объяснила ему, что иногда мы сталкиваемся с людьми, с которыми не ладим, и это нормально. Мы должны быть вежливы с ними, но нам не обязательно быть друзьями. Я никогда не забуду тот растерянный взгляд и вопрос: „Тогда почему учитель говорит, что мы друзья?“».

Не все в классе будут вашими друзьями - это дело понятное. Но может ли быть такое, что никто в классе не будет вашим другом? И нормально ли это, что дружба с годами теряется, а вы с некогда ближайшими ребятами своих юных лет неимоверно отдаляетесь друг от друга?

Ответ: да, это нормально. Более того, порой это логично (слово «порой» означает, что это может быть не ваш случай. Может быть, вы везунчик и встретили в школе настоящих друзей).

Чтобы разобраться, давайте посмотрим на ваших друзей из прочих сфер жизни:

  • С одногруппниками у вас есть общая специальность. То есть вы дружно определили для себя в жизни некую интересующую вас тему, профессию.
  • С коллегами у вас также есть единая узкоспециализированная сфера, для работы в которой ваш образ мышления, возможно, чем-то должен быть схож.
  • С компаньонами по (тут на выбор): футбольной сборной, музыкальной группе, литературному кружку, группе в тренажерке, волонтерскому отряду, братству сектантов, команде похода по треш-барам и прочее - с ними у вас также общие интересы.

А что с одноклассниками? Вас просто некогда собрали в организованную группу по месту жительства и по возрасту. И случай, если среди этих 10, 20 или 30 ребят не нашлось ни одной вам родственной души, - это не удивительное совпадение, а вполне рядовой случай. Вот почему «не дружить с одноклассниками» - это не страшный грех или признак мизантропа /социопата / фрика / маньяка. Просто вы попали в группу с совершенно чужими вам людьми.

17.06.2019

Здравствуйте! Моему сыну 4 года и у нас сложилась такая ситуация: сын открытый ребенок, он сам идет на контакт со сверстниками, хочет с ними играть, разговаривает, не жадный (своими игрушками делится охотно), не драчливый. В садик не ходит, но на улице есть мальчик и девочка его возраста. По отдельности с каждым из этих детей он играет хорошо, но стоит собраться всем троим вместе, те дети идут к девочке во двор, закрывают перед сыном калитку и говорят, что играть с ним не хотят. А он стоит под закрытой калиткой и плачет. Доходит до того, что у нас есть детский электромобиль, выносим его на улицу, они все вместе катаются, веселятся, но как только садится аккумулятор и ездить на нем уже нельзя, идут во двор и прогоняют сына. Еще и говорят, что раз на твоей машине уже ездить нельзя, то мы тебе ничего своего не дадим. Их родители видят эту ситуацию, но замечаний не делают, а мне говорят - что ты на детей обижаешься?! Но на детей я не обижаюсь, а просто мне жаль своего ребенка и я не знаю как и чем ему помочь. Он идет по улице и плачет и дома я его еще час успокаиваю. И я не знаю что ему сказать, как правильно воспитывать. Не хочу, чтобы у него были такие фальшивые друзья, но в 4 года объяснить это ему сложно, говорю не давать им тоже свои игрушки, но он не жадный и только дети к нему подойдут готов делиться. Последняя ситуация закончилась тем, что мы гуляем около своего двора и к тем детям не подходим. Но ему-то ведь все равно нужно общение со сверстниками. Он хочет с ними играть, машет им рукой не смотря на мой запрет. Подскажите как можно исправить эту ситуацию и как правильно преподнести ее ребенку.

Евгения Сергеева

Администратор, Москва

Olga1981, добрый день. Специалист ответит в теме через некоторое время.

Здравствуйте. Немного расскажу об особенностях данного возраста. Детская дружба очень отличается от взрослой. Больше скажу, дети такого возраста не умеют любить, в том смысле слова, как мы это понимаем. Вы смотрите на детей с позиции взрослого и ожидаете, что дети должны вести себя как взрослые, преданность, самопожертвование, способность ставить себя на место другого, способность контролировать свои чувства и переживания. В 4 года дети прежде всего мотивированы в своих действиях на получения удовольствия, они хотят то, что им нравится и пытаются избегать того, что не нравится. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не может сказать себе, " я останусь с этим ребенком, потому что так не честно, я поиграл его игрушкой, мне было хорошо, теперь я должен отдать ему должное." Они не думают так, его мышление не достигло еще такого уровня развития, что бы так мыслить. Во- вторых, дети стремятся к диадическим отношениям, быть втроем сложно для детей. Не все взрослые способны выстаивать триангулярные отношения и переносить исключенность из пары без того, что бы не чувствовать себя отвергнутым и брошенным. Этот конкретный мальчик выбирает себе в пару девочку, предпочитая ее в своих играх и это нормально. 4 года, это период эдипальных переживаний, Ваш ребенок очень тяжело переживает свою исключенность из пары, я думаю, это связано именно с тем, что у него сложности с прохождением эдипального конфликта. Вопрос для размышления: как он переживает свою исключенность из Вашей пары с мужем? Видит ли он в вашей паре любящую пару, у которой есть свои собственные отношения, из которых он исключен? (например в спальне, где дверь закрыта и куда он не имеет доступа) Дали ли ли Вы ему опыт переживания "я любимый", даже если Вы выбираете отца своего ребенка? Есть ли у него собственное место, его кровать, где он спит, каждую ночь?

Добрый день. Спасибо за ответ. Сын очень долгожданный и желанный ребенок, поэтому о любви ему все говорят с самого рождения. У нас есть еще сыночек (сейчас ему пол года), старший очень любит малыша, ревности никогда не было. Ждет не дождется когда младший подрастет и можно будет с ним играть, приносит малышу свои игрушки, радуется когда братику что-то покупаем. Поэтому недостатка любви я думаю он не ощущает. На счет отношений в семье могу сказать, что как и в любой семье бывает всякое, но сильные ссоры и скандалы происходят редко. Мы все вместе собираемся за столом, общаемся, на прогулку тоже стараемся ходить семьей. Спит ребенок с нами в комнате, но в своей кровате. Переселить его в детскую пока нет возможности по состоянию его здоровья. Я понимаю, что дружба втроем у них не получается, но что мне объяснять ребенку, что в 4 года трудно дружить всем вместе? В каком направлении с ним разговаривать, чтобы не получить в дальнейшем заниженную самооценку и комплекс? И разве родители не должны корректировать поведение своих детей и хотябы пытаться им объяснить что хорошо, что плохо? Неужели одна я такая мать сейчас, которая если видит, что сын не прав, отвожу его в сторону и делаю замечание. Да, не всегда он меня слушает, но все равно на 5-6-7 раз это дает свои плоды и ребенок начинает что-то понимать.

В родительской спальне детям делать нечего. Если ребенок не демонстрирует ревность, зависть, злость, значит, ребенок уже с раннего возраста научился подавлять эти чувства в отношении родителей, смещает их в отношения с другими детьми. Когда в отношениях ребенок- мать появляется третий, это не может не вызывать чувства ревности. Вообще, ребенку следует говорить то, что соответствует реальности. А реальность такова, что определенному мальчику интереснее играть с определенной девочкой. И это не значит, что Ваш сын хуже или лучше, просто им вдвоем интереснее. Дети живые существа, а не объекты для манипуляций, они то же имеют свои чувства, свои желания. Вы тоже в своей жизни по каким-то своим причинам выбираете определенных мужчин, определенных друзей. Вы не состоите в дружеских, близких отношениях со всем людьми Вашего района, хотя возможно какая-то соседка страдает одиночества.

Не получается с этим мальчиком и девочкой, пускай Ваш сын пробует выстраивать отношения с другими детьми. Каждый родитель корректирует или не корректирует поведение своего ребенка в соответствии со своими собственными представлениями, так как считает нужным. У Вас слишком высокие требования по отношению к детям. Я понимаю, что Вы волнуетесь за своего ребенка, но помощь в адаптации к социуму это Ваша задача, а не задача других родителей. Если проблемы видеть исключительно в других, то сложно что-либо изменить. Попытка менять других чревата конфликтами. Попробуйте обратиться к детскому психологу очно. Он Вам на основании тщательного исследования истории развития Вашего ребенка, семейной истории, на основании наблюдения за Вашим ребенком даст конкретные рекомендации. У Вас есть еще какие-то вопросы?

Детский садик и школа оказывают большое влияние на ребенка. Там он не только получает знания, но и проходит важный этап социализации. Не все дети быстро привыкают к постоянному нахождению с другими людьми, поэтому и с поиском друзей могут возникнуть проблемы.

  • Не стоит бить тревогу , если вашему ребенку не удалось сразу найти друзей в школе. Каждый человек индивидуален, и некоторым требуется больше времени, чтобы влиться в коллектив. Есть активные дети, которые быстро обретают дружеские связи, есть и те, кому надо приглядеться, понять, с кем можно дружить, а кого стоит избегать.
  • Если ребенок испытывает трудности в общении, стоит поговорить с ним по душам . Узнайте, что его тревожит, почему он не идет на контакт со сверстниками. Причина может крыться в застенчивости или боязни показать себя в невыгодном свете. Чтобы ребенок мог поверить в себя и свои силы, поддержите его добрым словом и одобрением.
  • Не всегда друзей получается завести в школе или детском саду. Разнообразить общение можно с помощью дополнительных занятий или походов на детскую площадку.
  • Если вы понимаете, что ситуация критична, стоит поговорить с учителем , чтобы узнать как ребенок ведет себя с одноклассниками. Нежелание других детей дружить с вашим может быть связано и с его поведением. Например, если он проявляет агрессию, не идет на контакт, задирает одноклассников.
  • С учителем стоит поговорить и ситуации, когда вы подозреваете, что ваш ребенок мог стать жертвой буллинга . В таком случае стоит действовать комплексно: разговор с учителем не даст результата, если вы не научите ребенка отвечать обидчику или не обращать внимание на задир.
  • Ребенка можно научить общаться с другими людьми . Проще всего это сделать в игровой форме, например, ролевой.

Надеемся, эти простые советы помогут вашему ребенку не только найти друзей, но и иметь хорошие отношения в любом коллективе.

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Наталья Барложецкая

«…Я замечаю, что одноклассники смеются над моим сыном или вовсе его не замечают. Не берут в компанию, не приглашают на дни рождения и т.д. В коллективе он не пользуется авторитетом – скорее, наоборот, всеми отвергаем… Хотелось бы узнать, в чем причина подобного отношения, и постараться исправить это...»

Причины, по которым ребенок занимает статус «отвергаемого» среди одноклассников, могут быть самыми разными, но они всегда зависят от возраста ребенка.

В начальной школе, особенно в первом и втором классах, отношение детей в основном зависит от учителя. Именно педагог является самым значимым и авторитетным человеком в молодом коллективе: он может как поднять статус ребенка, похвалив его, поставив в пример и т.д., так и опустить этот статус, сделав замечание, унизив или наказав. Поэтому то, как относится учитель к вашему первокласснику и какие отношения у вас с ним сложились, обязательно отразится на статусе ребенка в коллективе сверстников.

Помимо учителя, на статус малыша могут повлиять личностные особенности его темперамента или характера, уровень самооценки, коммуникативные способности, самостоятельность и т.д. Наибольшей популярностью пользуются активные дети, способные самостоятельно вступать в диалог, уверенные в своих силах и возможностях. Все это уже целиком и полностью зависит от родителей и той системы воспитания, которая принята в семье.

Лучше всего разные подходы к системе воспитания в семье демонстрирует следующий анекдот. В обычной славянской семье мальчик разбил вазу, и мама ему говорит: «Ванечка, ты – плохой мальчик, потому что разбил мою любимую вазу». Та же ситуация в еврейской семье: «Изя, ты такой замечательный ребенок, но зачем ты разбил мамину вазу?» В первом случае акценты таковы: плохой мальчик – разбитая ваза. Во втором – ребенок хорош, но плохо поступил, то есть оценивается поступок, а не ребенок. И у такого ребенка никогда не будет занижена самооценка!

К середине третьего класса отношение одноклассников все меньше и меньше зависит от учителя и родителей. Падение уровня авторитета взрослых начинается в этом возрасте и продолжается до конца подросткового периода. Поэтому изменения происходят медленно и постепенно. В коллективе детей исподволь выделяются «звезды», «популярные», «отвергаемые» и «изгои». «Звезды» – это те дети, с которыми хотят общаться и с мнением которых считается большинство членов коллектива; «популярные» – ребята, с которыми хотят общаться и с мнением которых считаются многие одноклассники; «отвергаемые» – дети, с которыми мало кто из членов коллектива хочет общаться и с мнением которых почти не считаются; «изгои» – ребята, с которыми другие сверстники общаются исключительно в интересах дела и мнение которых почти не учитывается при принятии решений.

Каким образом малыш может попасть в изгои или отвергаемые? Дети этого возраста – жуткие максималисты! Они отвергают ребенка, в чем-то отличного от большинства. В зоне риска чаще всего находятся дети, которые носят очки, имеют лишний вес, немодно одеваются, «двоечники», «бедные» и т.д. Попробуем разобраться в каждой из этих ситуаций:

«Ботаник» («зубрила»). Для многих детей это прозвище становится катастрофой. Если в начальной школе за хорошую учебу ребенка уважали, в средней школе это становится недостатком. Ведь у большинства успеваемость падает, а, как мы уже выяснили, сверстники отвергают ребенка, в чем-то отличного от большинства. Радует только одно: в старших классах и в институте эти дети в полной мере восполняют все, чего были лишены. Это как раз тот случай, когда следует просто подождать. Однако и в этой ситуации ребенку можно помочь:

Поощряйте попытки общения ребенка с одноклассниками, приглашайте их к себе в гости, уменьшите контроль со своей стороны.

Если у вашего ребенка есть друг или подруга, пригласите их с собой в поездку на дачу или на пикник.

Активнее участвуйте в жизни класса. Пусть ребенок посещает все школьные экскурсии и выезжает с классом в поездки.

Запишите ребенка в спортивную секцию, где он сможет проявить себя.

Купите гитару и возьмите для обучения репетитора.

«Очкарик» («пучеглазый», «четырехглазый»):

Если ребенок еще маленький и ему нельзя носить контактные линзы, постарайтесь купить стильные, хорошие и легкие очки. Пусть они будут дороже, чем обычные, – самочувствие ребенка ценнее. Многие современные дети разбираются в моде и воспринимают очки как модный аксессуар.

Расскажите малышу о кино- и литературных героях, которые носили очки. Гарри Поттер и Знайка тоже были очкариками, но это не помешало их популярности.

Как только позволит врач, приобретите контактные линзы и больше не вспоминайте об этой проблеме.

«Толстый». Для многих полных детей школа – настоящее испытание. «Батон», «жиртрес», «тумба» – и это ещё не самые обидные прозвища! Если у вашего ребенка лишний вес, срочно действуйте:

Пересмотрите питание, обратитесь к врачу и соблюдайте диету.

Проведите полноценное медицинское обследование, чтобы исключить заболевания, провоцирующие полноту.

Запишите чадо в спортивную секцию. Даже если это не поможет похудеть, ребенок научится управлять своим телом и почувствует себя ловким и подвижным. Постепенно придет и уверенность в себе, а это самое важное.

«Немодный». Вопрос о стиле возникает уже в 3-4 классах средней школы. Конечно, родители зарабатывают деньги для того, чтобы одевать своих детей, а не украшать их. Однако подростки часто смеются над неказистым, по их мнению, видом своих сверстников. И желание мальчиков и особенно девочек одеваться не хуже своих одноклассников – не пустая блажь.

Уделите модным запросам детей самое пристальное внимание. Не покупайте то, что хотите вы, послушаете тех, кому предстоит это носить. У детей давно есть свое представление о том, как они должны выглядеть. Лучше купить вещь, которую ребенок будет носить с удовольствием, чем ту, что будет уничтожена через две недели.

Пройдитесь с ребенком по самым обычным магазинам и помогите маленькому моднику сформировать свой стиль. Следите не только за одеждой! Важны также стрижка, чистота рук и общий опрятный вид.

«Двоечник». Слабый ученик - излюбленный объект для насмешек в классе «хорошистов-отличников».

Помогите ребенку подтянуть успеваемость. Занимайтесь с ним дома сами, наймите репетитора, попробуйте договориться в школе о дополнительных занятиях.

Повышайте самооценку. Найдите занятие, в котором ребенок будет испытывать ситуацию успеха. Если он хорошо рисует – организуйте выставку рисунков, хорошо готовит – кулинарный конкурс и т.д. Дайте сыну или дочери возможность проявить свои таланты и помогите другим детям увидеть это.

«Бедный». Ребенок более чем скромно одет, его родители не могут давать деньги на разного рода дополнительные мероприятия. Он начинает себя чувствовать не таким, как все. Конечно, вы можете улучшить финансовое положение в семье, но истинная причина кроется не в финансах, это только своего рода катализатор. Причина – в низкой самооценке ребенка. Она может быть таковой по разным причинам, но одной из самых основных является заниженная самооценка ребенка в семье.

Учите ребенка видеть в себе достоинства и проявлять их.

Давайте ему как можно больше поддержки. Общайтесь с ним с позиции «взрослый – взрослый». Слушайте его внимательно: он говорит о своих проблемах. Просто иногда мы не слышим собственных детей, так как заняты своими делами и проблемами.

Если у вашего ребенка-подростка гости

Вы приходите домой после работы, болит голова, устали и мечтаете только о тишине и покое, а ваш ребенок пригласил в дом шумную компанию. Что делать? Самое главное – понять! Ваш дом это не только ваш дом, это еще и дом ребенка. Если вы не устанавливали правил и заранее не обговаривали подобную ситуацию, действуйте по алгоритму:

Улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями.

В присутствии всей компании похвалите ребенка, что пригласил к себе в гости друзей.

Спросите, чем они занимаются и не нужна ли им ваша помощь (важен не ответ, а ваше внимание).

Выразите сожаление, что не можете сейчас присоединиться к гостям, потому что очень устали после работы и «голова просто раскалывается».

Скажите, что хотите немного полежать в своей комнате в тишине, но вы не против, чтобы все остались. Как только понадобится помощь, они могут обратиться к вам.

Спросите у кого-нибудь таблетку от головы или совет, как справиться с мигренью.

Спросите, где компания будет сидеть: на кухне или в детской? Таким образом, вы ограничиваете не себя, закрывшись в комнате, а компанию – выделяя ей определенное место.

Никогда не критикуйте подростка в присутствии друзей, но после их ухода обговорите, что было для вас неприятным сюрпризом и какие правила необходимо соблюдать в будущем. Постарайтесь совместно выработать эти правила и следовать им.




«Мама, почему Вася и Лена сказали, что мне нельзя с ними играть?» - У ребенка слезы на глазах, и вам хочется разобраться с Васей и Леной, отругать, наказать, восстановить справедливость, защитить своего птенчика. Но, подумайте, вы не всегда будете рядом, когда он будет сталкиваться с подобными ситуациями в будущем. Постарайтесь помочь ему научиться правильно реагировать на отказ сверстников «водиться» с ним.

Многим детям сложно самоутвердиться позитивными методами и они становятся агрессивными. Их защита - нападение. Это важно помнить в отношении тех ребят, которые не приняли в игру вашего ребенка. Поэтому очень важно дать ребенку инструменты для эффективного разрешения конфликтов.

Ролевая игра

Попробуйте предложить ребенку целый список придуманных ответов на его вопрос «Почему вы не берете меня в игру?» и его возможные контр-предложения:

Причина : Ты не умеешь играть в эту игру!
Предложение : Я научусь, если вы возьмете меня.
Причина : Ты мухлюешь!
Предложение : Я не нарочно, давайте еще раз установим правила четко.

Только намеренно вредный или очень самоуверенный ребенок сможет отказать сверстнику, получив такие предложения. Потренируйтесь с ребенком отвечать на разнообразные причины отказа. Если же его все равно не хотят брать в игру, то пусть ваш малыш знает, что уйти с гордо поднятой головой и знанием того, что ты сделал открытую попытку найти решение - не худший вариант. И такой уход позитивно сказывается на самооценке ребенка.

Самооценка ребенка

Сколько бы вам ни было лет, исключение из группы очень болезненно. Но дети, у которых здоровая самооценка, лучше справляются с этой болью и идут дальше. Для начала старайтесь тщательнее подбирать слова, когда говорите с ребенком: избегайте негативных ярлыков, давайте ребенку позитивный feedback на конкретные его действия, а не ограничивайтесь стандартным «Молодец!» и укрепляйте в нем сознание того, что он - хороший человек и вы его цените.

Критическое мышление

Речь совсем не о том, чтобы заставить ребенка винить самого себя за исключение из группы сверстников. Просто научите его анализировать ситуацию объективно, видеть ее глазами других людей. Это отличное качество, которое очень пригодится ребенку в жизни. Вот несколько аспектов, которые смогут помочь вашему ребенку выявить объективные причины отказа сверстников принимать его в игру.

Внешний вид

Расскажите ребенку о языке тела, который может сообщать другим совсем не то, что вы им говорите вслух, о личной гигиене, об опрятной или неряшливой одежде, которая создает определенный образ. А дальше - вместе принимайте меры к тому, чтобы улучшить этот образ.

Слова

И то, что говорится, и то, как это говорится, может иметь огромное влияние на то, как ребенка воспринимают окружающие. Дети часто не понимают этого, пока вы им не укажете на это.

Отталкивающее поведение

Поговорите с ребенком о том, что в человеке может не нравиться другим. Помогите ему найти способы вести себя по-другому. Учтите еще два фактора: есть объективная «разность» ребенка - национальность, успеваемость в школе, темперамент; и домашняя жизнь - воспитание и его нормы в каждой отдельно взятой семье. Поэтому, если ваш ребенок отличается от других по этим двум факторам, то нужно учить его и его друзей воспринимать эти различия как ценность.

Стойкость

Ваше задание как родителя - помочь ребенку выработать стойкость в ситуациях исключения из группы, которые бывают у всех нас в течение жизни. Вот компоненты этой стойкости:

Логика

Есть простое и подходящее объяснение тому, что меня не берут в игру? Возможно, я слишком маленький/взрослый? В подходящей ли для этой игры одежде? Научите детей останавливаться и логически смотреть на ситуацию.

Решение проблем

Может быть, в ситуации, когда тебя не принимают в игру, - простое решение? Может, достаточно переодеть кроссовки, попросить объяснить правила, назначить испытательное время? Научите детей искать решения.

Друзей много не бывает

Поддерживайте вашего ребенка в стремлении заводить больше друзей. Это помогает, когда одна группка исключает его из своих игр.

Принять и идти вперед

Это сложная часть, потому что ребенка надо учить принимать и уважать решения других детей. Им будет легче сделать это, если они уверены в себе. Помогайте детям фиксировать и помнить те случаи, когда их, наоборот, принимали и включали в групповую игру.

Достоинство

Словесная перепалка за место в игре может быть результативной, но от «плохих слов» остается неприятный осадок. Научите детей, что в таких случаях лучше с достоинством промолчать.

Способствуйте дружбе

Пусть ваш ребенок приглашает друзей к вам. Когда это возможно, приводите ребенка туда, где играют разные группы детей.

Как отличить буллинг?

Только что мы говорили об отказе принять ребенка в игру. И это не буллинг, который основывается на власти и доминировании. Конечно, отказ принятия в игру может быть частью, но в таком случае должно быть очевидным намерение специально причинить физическую или психологическую боль, как правило, не берут в игру в силу обычных предпочтений со стороны того или иного ребенка. Если же компания специально и планомерно исключает ребенка или кто-то говорит другим детям не дружить с ним, то вам нужно вступиться за своего ребенка и убедить других детей не принимать «правила игры» зачинщика буллинга.

Что случилось

Валя учится в третьем классе. Она хорошо усваивает учебный материал, учится на 4 с редкими тройками. У Вали нет проблем с восприятием учителя на уроке, она обычно спокойно сидит на уроке, и учитель на нее не жалуется. По словам мамы, «ад» начинается на переменах. Валя очень активная девочка и хочет общаться со сверстниками. Но как это сделать, она до сих пор не знает. Способы ее общения не привлекают к ней детей, а наоборот отталкивают. Она щипается, задирается, дразнится, толкает и убегает. Понравившегося ей ребенка независимо от пола она может обнять принародно, что для детей 8-9 лет уже выходит за границы представления, что такое стоит делать. В итоге одноклассники стали сначала избегать девочку, потом активно протестовать. А потом, как это бывает иногда у детей, возникли группы, которые начали травить ребенка, затевать драки и совершать негативные поступки по отношению к девочке. Мама пыталась найти помощь, она ходила к учителю с просьбой помочь дочке выстроить отношения с одноклассниками, но учитель устранился, сказав, что его дело учить детей, а как им вести себя на переменах, они сами разберутся. И дело на самом деле кончилось печально — в одной из драк девочке сломали нос, и школа только после этого стала заниматься этой проблемой, ребенка перевели в другой класс. Там обстановка несколько лучше в связи с тем, что учитель больше внимания уделяет ребенку и ее отношениям с одноклассниками.

Как помочь ребенку

У Вали все в порядке с образовательными навыками, у нее проблема с коммуникацией. Это то, что мы называем социальной компетентностью. Иногда дети застревают в способах проявления чувств к другим людям. У Вали скорее детсадовские формы взаимодействия, это четырехлетки могут обняться, поцеловать друг друга, и никто в этом не видит ничего удивительного. Если так себя ведет ребенок в 9 лет, то это вызывает у окружающих удивление, иногда приписывают ребенку бог весть какие мотивы, которых у него нет.

Хочется подчеркнуть, что очень важно держать в поле зрения эту сторону жизни ребенка в школе, потому что общение с ровесниками наполняет школьную жизнь не меньше, чем взаимодействие с учителем и чем сам образовательно-учебный процесс.

Если ребенок не успешен как партнер по общению, если у него нет друзей среди одноклассников, если он плохо принят в коллективе, это часто сказывается на его учебных данных и его школьной жизни в целом. К сожалению, школа не всегда эту воспитательную функцию на себя берет. Бывает позиция учителя, что его дело — давать детям материал, а уж как они между собой общаются, либо пусть сами разберутся, либо пусть семья воспитывает. Это, конечно, ложная позиция, потому что школа — это детский коллектив, и взрослые должны влиять на то, как в этом детском коллективе складывается жизнь.

Ребенку, у которого неуспешные отношения с ровесниками, конечно, очень нужна помощь, в том числе психологическая поддержка. Хорошо, когда рядом есть специалист, который может направить. Также важна и родительская помощь.

Не стоит надеяться на спонтанное появление правильных отношений, родителям стоит объяснять детям, проигрывать с ними ситуации: как подойти познакомиться, как показать человеку, что он тебе понравился, как продемонстрировать, что ты не хочешь сейчас общаться с этим человеком, как вести себя в конфликтной ситуации.

Если говорить о помощи специалистов, в данном случае хорошо работает поведенческая коррекция, когда на занятиях с ребенком проигрываются ситуации из реальной жизни. С младшими детьми их можно проигрывать на примере животных, со старшими брать реальные случаи.

При такой внешней помощи у ребенка гораздо больше шансов наладить отношения с ровесниками.

По материалам вебинара Натальи Степиной «Школьные проблемы приемных детей». Полную версию вебинара можно посмотреть

Статьи по материалам этого вебинара.


Close