Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  1. Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  • звучание становится более хриплым;
  • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

  1. Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  1. Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.

А резкий перепад тембра у девушки может быть связан со сбоем гормонов. Но в данном случае родители обязаны показать свою дочь эндокринологу, ведь это может свидетельствовать о серьезных эндокринных заболеваниях. Если же у девочки нет явных симптомов ломки голоса, значит, процесс мутации идет природным образом и волноваться ни о чем не стоит.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

  1. умеренная нагрузка. Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  2. в период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  3. родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .

Природа сама закладывает ту или иную тональность голоса, и изменить ее никто не может. Поэтому свой тембр стоит воспринимать, как данность и не противится этому. И ускорить ломку голоса никак нельзя, ведь этот процесс природный и повлиять на него невозможно.

Остается только запастись терпением, придерживаться рекомендаций, чтобы этот процесс прошел быстрее, и по возможности без осложнений.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8

Здравствуйте, Саша.

Голосообразование и у мужчин, и у женщин - процесс достаточно сложный и многоэтапный. В нем участвуют как минимум 5 систем организма: легкие, грудная клетка, носоглотка, голосовые складки (еще их называют "связками", но это неправильно), артикуляционный аппарат и гортань. Голос образуется именно в тот момент, когда вдыхаемый человеком воздух проходит через голосовые складки, которые начинают колебаться и вибрировать, а звук, как известно, рождается при колебании.

Поскольку голосовые складки имеют тенденцию к росту, голос у детей, когда они совсем неразвиты, высокий, писклявый. Природу не обманешь, ведь она все предусмотрела: такие голоса деткам нужны для того, чтобы их родители могли слышать их даже на дальних расстояниях.

Когда у мальчиков меняется голос?

Нельзя утверждать наверняка, что в 12 лет голос мальчика обязательно измениться и "сломается". Нет! Во-первых, у мальчиков процесс изменения голоса протекает быстрее, т.к. голосовые складки растут и утолщаются более быстрыми темпами. У девочек этот процесс несколько затянут по времени, поэтому примерно к 10 - 12 годам разница в голосах становится очевидной. Через пару лет (примерно к 13 - 14 годам) в процесс мутации голоса вмешиваются половые гормоны, т.к. у мальчиков начинается период полового созревания. Именно в этот момент голос очень сильно меняется, ведь на темпы роста и утолщения голосовых складок теперь влияют гормоны.

Насчет продолжительности процесса мутации голоса также нельзя говорить наверняка, ведь ломка может длиться от одного месяца, до нескольких лет. В среднем процесс занимает пару-тройку месяцев, за это время подрастающие мужчины уже успевают привыкнуть к своему новому "звучанию".

Обращаю ваше внимание, что мальчики в период изменения голоса испытывают серьезные психологические проблемы, поэтому родителям необходимо относится к ребенку в этот период его развития более внимательно и снисходительно. Взрослым стоит избегать криков и громких тонов, переходящих на бас. Ни в коем случае нельзя доводить ситуацию до того, чтобы кричал и сам ребенок, т.к. громкий крик может спровоцировать повреждение его голосовых складок, что чревато развитием проблем с голосом. Сильное напряжение складов на этапе их активного роста может приводит к образованию "узелков", сильно меняющих голос. Помимо прочего, крики могут спровоцировать кровоизлияние в тканях складок.

Что такое раннее половое созревание?

Хочу обратить ваше особое внимание на тот момент, что возраст 13 - 14 лет для ломки голоса является очень условным. Средняя граница ломки голоса (полового созревания) определена в этом диапазоне, но, как и в любом другом правиле, в данном могут присутствовать и исключения. В медицинской практике действительно встречаются случаи, когда у мальчиков наблюдается ранее (например, в 8 - 10 лет) половое созревание, а также ситуации, когда оно наступает в позднем возрасте (к примеру, в 18 лет).

Нас в данной ситуации интересует именно ранее половое созревание у мальчиков, хотя "ранним" его называют только в том случае, если оно начинается до 10 лет. 11-летний возраст у мальчиков считается абсолютно нормальным для определенных изменений в его организме - полового созревания.

Примерно в 11 - 13 лет (в данном случае, у вас именно в 11 лет) в определенном участке головного мозга ребенка (железа гипоталамус) начинается выработка гормона гонадолиберина. Именно этот гормон участвует в образовании сперматозоидов и других половых гормонов. Как было сказано ранее, именно эти половые гормоны, андрогены, оказывают влияние на голосовые складки, которые начинают активно увеличиваться в размерах и утолщаться. Соответственно, происходит и изменение голоса, его мутация, которую называют "ломкой".

С уважением, Наталья.

Детские образовательные музыкальные учреждения - это кузницы будущих профессионалов в сфере музыкального искусства. Для многих именно здесь начинается музыкальный путь, по которому предстоит шагать всю жизнь, реализовывая себя в творческой работе.

К сожалению, современная вокальная педагогика испытывает острый дефицит грамотных детских педагогов. Любой преподаватель, работающий как с детьми, так и со взрослыми должен понимать, как устроен голосовой аппарат, что такое нервная система и за что она отвечает в нашем организме. В своей статье я проанализирую развитие детского голосового аппарата и превращение его во взрослый. Также расскажу о вокальных проблемах, которые появляются в результате неправильного пения в подростковом возрасте, когда голос находится в стадии мутации, дам теоретические рекомендации по детской вокальной педагогике и общей работе с детьми.

Любой музыкальный инструмент - это сложная система взаимодействия составных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Точно также и голос, особенность которого в том, что он скрыт внутри нас. Научиться петь - значит научиться управлять своим голосом.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный подход к занятиям в это время - залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки зрения, "период мутации - смены голоса - рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые происходят в его организме и влияют на голос.

В своей статье я рассказываю о работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит понимать, что изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный педагогический подход здесь играет немаловажную роль.

Итак, приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это время отделы гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных, мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского голоса в мужской, может длиться от нескольких недель, месяцев, до 2 - 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста. Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной работой голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у мальчиков через 3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом возрасте в голосе внезапно повторно обнаруживаются явления мутации, резко улавливающиеся тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию голоса у девочек.

У девушек в мутационный период основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также образуются регистровые особенности. В голосе появляется сипота, вялость и неблагозвучность, детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение связок и всей гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что рост гортани и ее частей, а также постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.

В период мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низкому звучанию. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы и «соскакивания» звуков, что в вокальной практике называется киксами.

В столь сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя расслабленным и уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос начинает вести себя непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина, что они чего-то не понимают и музыкальный талант покинул их. Преподаватель обязан провести теоретическое занятие с учащимися и объяснить доступным языком, что такое мутация и как она проходит.

Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В мутационный период, учитывая все изменения голоса и всего организма в целом, необходимо более внимательно прислушиваться к поведению звука. При выборе упражнений необходимо опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он Вам говорит. При чрезмерном дискомфорте, лучше прервать занятие и дать подростку «отмолчаться» несколько дней. Распеваться в период мутации необходимо в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос чувствует себя уверенно и не зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый рот». При полном расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная вниз нижняя челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому, чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу. Даже самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане вокальной техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не прозвучат должным образом. Это может привести не только к расстройству, но и к определенным проблемам в дальнейшем развитии голосового аппарата. Необходимо больше уделять внимание освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла музыкального произведения и передачи всей образности.

В заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил, так скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые условные рефлексы в пении, вероятно даже лечить фониатрические проблемы. Все это занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому для многих талантливых ребят вопрос о поступлении в профессиональные заведения уже не стоит, или откладывается, к сожалению, на неопределенный срок.

Голос – это естественная способность человека издавать разнообразные звуки, крайне важная для осуществления полноценной коммуникации в социуме. Все детки появляются на свет с тонкими голосами, но со временем особенности их звучания меняются. И это особенно заметно у мальчишек, так как между мужским и женским голосом есть существенная разница. И сегодня мы говорим о том, как происходит ломка голоса у мальчиков, ее симптомы рассмотрим, а также ответим на вопрос: как ускорить этот процесс, и сколько он длится в норме.

Специалисты по анатомии человека уверяют, что высота нашего голоса определяется толщиной голосовых связок. У девушек они тоньше, поэтому их голос звучит выше, а у мальчиков – толще, соответственно, и голос у них ниже. Связки увеличивают свой размер, а также становятся толще у представителей обеих полов. Но у девочек они изменяются лишь в два раза, а у мальчиков практически на семьдесят процентов. И этот процесс изменения как раз таки и называется ломкой голоса.

Стоит отметить, что процессы ломки голоса у мальчиков протекают по примерно одинаковому сценарию. Но возраст наступления таких изменений может отличаться. Иногда голос ломается уже в двенадцать лет, а иногда у пятнадцатилетних таких перемен еще не наблюдается. Симптомы зависят от периода мутации.

Так, на предмутационном периоде организм подростка только подготавливается к предстоящим ему перестройкам, задействовав все органы и системы. Голос мальчика при этом обретает более хриплое звучание. Читатели «Популярно о здоровье» могут обратить внимание на возникновение хриплоты, першения и легкого кашля.

Однако стоит отметить, что при занятиях вокалом подобные изменения могут проявляться несколько по-другому, ввиду натренированности связок. Так, ребенок в таком случае может испытывать затруднения в попытках взять высокие ноты. Кроме того его могут беспокоить боли в области гортани, возникающие при занятиях вокалом. Преподаватель при этом может заметить «грязь» в звучании.

Далее наступает период непосредственно ломки голоса. Гортань при этом естественным образом отекает, возможен активный синтез слизи. Подобные изменения способствуют присоединению всевозможных воспалительных процессов. Если родители заглянут подростку в рот, они могут собственными глазами увидеть покрасневшие голосовые связки. На таком состоянии голос ребенка нуждается в покое, повышенные нагрузки могут стать причиной недоразвития голосовых связок. Крайне важно при этом беречься от всевозможных простуд, ОРЗ и ОРВИ. Ведь их присоединение чревато нарушениями ломки голоса и даже торможением этого процесса. В такой ситуации у мальчика может остаться звучание тенора на все годы жизни.

После непосредственно ломки голоса наступает так называемый послемутационный период. И его течение зависит от множества факторов, начиная от национальности и оканчивая генетическими либо физиологическими особенностями. Такой этап может продолжаться различное количество времени. Как показывает практика, ближе к концу формирования уже полностью «своего» голоса, ребенок начинает периодически жаловаться, что его голосовые связки быстро устают. Однако родители при этом могут заметить, что перепады голоса больше не случаются, звучание обретает стабильность.

Продолжительность этого периода достаточно индивидуальна. На прохождение всех описанных выше этапов может уйти от двух до четырех месяцев. Но довольно часто этот период может увеличиваться до полугода.

Врачи настоятельно не рекомендуют вмешиваться в естественные природные процессы изменения голосовых связок. Родителям стоит владеть информацией о том, как помочь становлению голоса и как предупредить возникновение различных проблем.

Итак, в первую очередь крайне важную роль играет ограничение нагрузок. Избыточные нагрузки на изменяющиеся голосовые связки чреваты формированием узелков, а это в свою очередь приводит к развитию хрипоты. Возможно, такой дефект пройдет и сам, но в некоторых случаях для его коррекции необходима даже хирургическая помощь.

В период ломки голоса стоит помнить о повышенной вероятности развития у ребенка различных ОРЗ и ОРВИ. Болезни могут нарушить либо затянуть процессы изменения голосовых связок. Поэтому крайне важную роль играет ведение здорового образа жизни, укрепления иммунитета и активация защитных сил организма. В том случае, если голос у ребенка не ломается в течение длительного времени, нужно проконсультироваться со специалистом-фониатром.

Родителям нужно в обязательном порядке объяснить подростку, что полученный в результате ломки голоса звук будет уникальным, и его особенности звучания заранее заложены природой. Довольно часто дети стараются копировать каких-то героев, и подобные попытки в период изменения голосовых связок могут привести к тому, что изменяющие участки перегрузятся, и процесс ломки нарушится.

Поэтому и родителям, и подросткам стоит запастись терпением и дать природе взять свое. Период ломки голоса длится не так уж и долго.

Механизм рождения звука человеческого голоса уникален, но в то же время естественен и прост, как и все в природе. Тем не менее процесс ломки голоса в переходном возрасте, особенно у мальчиков, протекает не всегда «безболезненно». Об этом нам рассказал заведующий кафедрой оториноларингологии КГМА профессор Владимир Николаевич Красножен .

Звук голоса возникает при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха, словно в свистке, вибрируют только их края. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно родителям, и при подаче звука к нему могли прийти на помощь.

- Когда и при каких обстоятельствах начинает меняться голос? Почему этот процесс более выражен у мальчиков?

В 13-14 лет под влиянием гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Это гормонозависимая структура.

Сложности возникают, как правило, с мальчиками, которым трудно привыкнуть, «нащупать» свой новый голос. Проблема здесь, скорее, психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос ему может не нравиться.

При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый. Впрочем, юноши довольно быстро нащупывают новый механизм образования звуков. В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда - специалиста по постановке голоса.

Если у мальчиков гортань увеличивается в полтора раза, то у девочек только на одну треть.

Во время мутации изменяется (понижается) не только голос, но и изменяется его тембр. Ведь тембр голоса зависит от формы голосовых складок, от резонаторов, которые тоже растут. Другими словами, у девочек голос просто становится более глубоким, грудным, приобретает большую выразительность.

- Что можно сделать, чтобы процесс ломки голоса прошел безболезненно для подростка?

В этот период не надо нагружать голосовые складки. На них из-за перенапряжения могут возникнуть узелки, которые меняют вибрацию складок, и голос становится хриплым. Некоторые узелки без каких-либо внешних воздействий имеют обратное развитие, поэтому не стоит торопиться с хирургическим вмешательством. Оно требуется лишь в том случае, когда есть органические изменения голосовых складок: папилломы, новообразования различного происхождения и т.д.

Простуды могут затянуть период ломки голоса - воспалительный процесс оказывает негативное влияние на голосовые складки, изменяя их. Если это произошло, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, необходимо обратиться к фониатру.

Как безболезненно пережить этот период? Рецепт прост - пусть подросток чаще смеется. Смех - это хорошая профилактика многих заболеваний, в том числе и простудных, а при мутации голоса смех будет полезен вдвойне.


Close