Этот снимок матроса, целующего медсестру, американский фотограф Альфред Эйзенстадт сделал в Нью-Йорке 14 августа 1945 г. Фотография стала невероятно популярной — как один из символов победы во Второй мировой войне. Это произошло на Тайм-Сквер после того, как президент США Трумэн объявил об окончании войны с Японией. Медицинская сестра по имени Эдит Шейн, услышав сообщение по радио, выбежала на улицу и была подхвачена случайно оказавшимся рядом матросом Гленном Макдаффи. Они поцеловались, абсолютно случайно попали в объектив фотокамеры, и разбежались в разные стороны. Они попали сначала в журнал «Life», а затем на вечно в историю.

Впоследствии многие утверждали, что именно они изображены на фотографии, которая стала одним из символов окончания Второй мировой войны. Этих людей нельзя называть самозванцами, ибо в те дни не только известные всем матрос и медсестра целовались на улице. Только в 2007 году при помощи полицейского художника-криминалиста было установлено, что на фотографии запечатлён именно матрос с именем Гленн Макдаффи.

В дополнении к многочисленным фотографиям, которые пришлось сделать для последующего сравнительного анализа, Гленн прошел десять тестов на детекторе лжи. Весь комплекс действий криминалиста не оставил сомнений, что на фотографии именно он.

Эдит Шэйн, медсестра, которую целуют, откликнулась на заметку, которую опубликовал журнал в начале 80-х. В ней говорилось о том, что идёт розыск тех, кто был изображен на фотографии. Она встретилась с фотографом, и получила от него в дар знаменитую фотографию, причем, по словам фотографа, он не был до конца уверен, что Шэйн не самозванка. Так или иначе, она стала носить титул – девушка с фотографии.

В 2008 году Эдит Шэйн, как почетную гостью, пригласили на мюзикл «South Pacific», который впервые был поставлен на Бродвее в 1949 году. Она стала там желанной гостьей. Она с удовольствием фотографировалась с актёрами и всеми желающими.

Фотографию называют по разному. Все названия, так или иначе, связанны со словом «поцелуй» , но у фотографии есть вполне официальное название, причем весьма двусмысленное. «Безоговорочная капитуляция» — именно так правильно именовать эту фотоработу, которая впоследствии стала еще и скульптурой. Все участники истории в период с 2010 года по 2014 оставили этот мир. К 60-летию Победы в США скульптор по имени Сьюард Джонсон изваял вот такую статую с сюжетом знаменитой фотографии. Какое-то время скульптура находилась в США, а недавно ее установили на набережной итальянского города Чивиттавеккья.

Скульптура «Unconditional surrender» («Безоговорочная капитуляция») очень популярна и в США — там она разошлась по городам и весям в виде копий и авторских повторений. Вот этот монумент, к примеру, установлен в городе Сан-Диего (Калифорния).

А вот так скульптурная группа смотрится с борта авианосца «Мидуэй». На заднем плане виден знаменитый мост через бухту Сан-Диего, ведущий на полуостров Коронадо.

В американском штате Вирджиния скончалась Грета Фридман, которая утверждала, что она и есть та самая медсестра со знаменитой фотографии «Поцелуй на Таймс-сквер», сделанной на площади в День победы над Японией. Об этом сообщает The New York Times .

Фридман умерла в четверг, 8 сентября, в больнице города Ричмонд в возрасте 92 лет, передает Fox News . По словам сына покойной Джошуа Фридмана, в последнее время его мать страдала от ряда заболеваний, в том числе и от пневмонии. Женщину похоронят рядом с мужем на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне, сообщает Reuters,

«Поцелуй на Таймс-сквер», также известный как «День Победы над Японией на Таймс-сквер» (V-J Day in Times Square), «День Победы» (V-Day) и «Поцелуй» (The Kiss) или «Матрос целует медсестру» — знаменитая фотография, сделанная Альфредом Эйзенштадтом 14 августа 1945 года в Нью-Йорке, когда он снимал ликующую толпу, отмечающую окончание Второй мировой войны. Сам автор называл эту фотографию «Безоговорочная капитуляция».
А вот кто именно изображен на фото, осталось до конца невыясненной загадкой...
В тот день фотограф был на Таймс-сквер, где снимал многих, однако один молодой моряк сразу привлек его внимание. Как позже вспоминал Эйзенштадт:
«Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел - неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я бежал перед ним со своей «Лейкой», оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился. И тут, внезапно - как вспышка - я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то тёмное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое - если бы на нем была светлая форма, снимка бы не было».

Ему удалось сделать четыре фотографии. В ходе поцелуя Эйзенштедт успел немного поменять настройки своего фотоаппарата: по его словам, кадры были сделаны на пленку Kodak Super Double X с выдержкой 1/125 секунды при диафрагме между 5,6 и 8. Однако самой удачной оказалась всего одна фотография из этой серии, её он и отдал в журнал.
Спустя неделю снимки были опубликованы на страницах журнала Life. Фотография стала одним из самых узнаваемых фотоизображений XX века и одним из символов победы союзников над режимами стран оси Рим-Берлин-Токио.
Вот такое случайное фото, вошедшее в историю.

Из-за суматохи, царившей на Таймс-сквер в тот день, Эйзенштедт даже не успел спросить у молодых людей их имена. Это позволило трем женщинам — Грете Фридман, Барбаре Сокол и Эдит Шэйн — заявить о своей принадлежности к снимку. Моряком с фотографии объявляли себя несколько ветеранов Второй мировой, в том числе: Джордж Мендоса, Карл Мускарелло и Гленн Макдаффи.

Гленн Макдаффи и Эдит Шэйн

Грета Фридман родилась 5 июня 1924 года в Винер-Нойштадт, небольшом городке в Австрии за пределами Вены. Она была одной из четырех дочерей Макса Циммера, владельца магазина одежды, и Иды Циммер.
Поскольку условия для евреев в оккупированной нацистами Австрии ухудшились, родители Греты отправили своих детей из страны. Грета и две ее сестры приехали в Соединенные Штаты в 1939 году, в то время как другая сестра отправилась в Палестину, бывшую тогда английской колонией. Родители Циммер были убиты во время Холокоста, но они успели спасти дочерей.
Так юная Грета оказалась в Нью-Йорке. Она работала в офисе стоматолога 14 августа, и именно поэтому она была одета в белый наряд медсестры, как она вспоминала в интервью.
В 1956 г. Грета Циммер вышла замуж за доктора Миша Е. Фридман, ученого, работавшего на оборону Соединенных Штатов. У них родились сын Джошуа и дочь Мара в Фредерике, штат Мэриленд. Г-жа Фридман получила степень искусства от Hood College в 1981 году, у неё была студия в Фредерике, где она рисовала и занималась трафаретной печатью. Кроме детей у Греты была сестра Белла Хоффман и двое внуков.
8 сентября 2016 года Грета Фридман умерла.

Альфред Эйзенштадт

20 июня 2010 года у себя дома в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года. У неё осталось трое детей, шестеро внуков и восемь правнуков.

Эдит Шэйн

9 марта 2014 года Гленн Макдаффи скончался в доме престарелых в Техасе в возрасте 86 лет. Причина его смерти не была названа, но в последние годы он жил в трейлере и тяжело болел (в 2007 году сообщалось, что у него рак лёгких). У него осталась дочь.


Гленн Макдаффи

Но кем бы ни были матрос и девушка, целовавшиеся на Таймс-Сквер 14 августа 1945 года, от них осталась фотография, которая стала символом окончания войны и победы жизни над смертью.

В 2005 году журнал Life поместил фотографию повторно на обложку одного из номеров. В 2007 году на Таймс-сквер в честь 60-летия окончания Второй мировой войны появилась цветная скульптура, воспроизводящая снимок, однако, на постоянной основе власти города скульптуру решили не устанавливать. 13 августа на Таймс-сквер в честь 65-летия победы США над Японией была открыта 26-футовая (около 8 м) статуя поцелуя моряка и медсестры.
Каждый год 14 августа рядом со статуей собираются сотни пар, чтобы создать реконструкцию фото. В назначенное время пары одновременно начинают целоваться — причём многие девушки одеты в короткие белые платья, а мужчины в матроски.
В память о тех молодых и счастливых парнях и девушках, которые когда-то сходили с ума от радости, что закончилась мировая война, 14 августа 1945 года на Таймс-сквер...

Женщина, ставшая главной героиней одной из самых знаменитых фотографий XX века, скончалась в возрасте 92 лет. Как сообщила ее семья, Грета Фридман ушла из жизни в доме престарелых в Вирджинии. Может, ее имя не так известно, однако фотографию, где девушку целует моряк посреди Таймс-сквер, отмечая окончание Второй мировой войны, видели и знают все.

(Всего 4 фото)

Грету похоронят рядом с ее покойным мужем Мишей Фридманом, который умер в 1998 году, на кладбище в Арлингтоне. У нее осталось двое детей - Джошуа и Мара, двое внуков и много других родственников.

Понадобилось несколько десятилетий, чтобы Грету Фридман и Джорджа Мендосу, моряка в отставке, идентифицировали как пару, целующуюся на знаменитом снимке, сделанном фотографом Альфредом Эйзенштадтом 14 августа 1945 года для журнала LIFE. Джорджу Мендосе сейчас 93, он живет на Род-Айленде.

Сын Греты Фридман Джошуа сказал, что его мама и Джордж Мендоса с возрастом все больше дружили, хотя в момент фотографии моряк поцеловал Грету совершенно неожиданно. «Мама всегда ценила феминистскую точку зрения и придерживалась постулата, что ни у кого нет права вторгаться в интимное пространство незнакомого человека на улице. Но в тот момент она не видела каких-либо злых намерений со стороны Джорджа». По его словам, Джордж и Грета снова встретились в 1980-х и с тех пор постоянно общались и присылали друг другу рождественские открытки.

На фото - Джордж Мендоса. В истории было много людей, которые утверждали, что на знаменитой фотографии изображена настоящая влюбленная пара. Тем не менее, в 2012 году вышла книга The Kissing Sailor: The Mystery Behind the Photo that Ended World War II («Целующийся моряк: тайна фотографии, отметившей окончание Второй мировой войны»), в которой подтверждалось, что Фридман и Мендоса - те самые девушка и парень с фотографии.

14 августа 1945 года жители Нью-Йорка узнали о капитуляции Японии. Восторгу и радости не было предела, эмоции били через край. Именно в такой день фотограф Life Magazines Альфред Эйзенштадт вышел на Манхэттен, вооружившись камерой. Будучи профессионалом, Эйзенштадт не мог пропустить такой сильный (а главное, честный) эмоциональный взрыв американцев.

«Он носился вокруг и хватал всех женщин, которых видел, - молодых и не очень, дородных и стройных. Я бежал перед ним, оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился. И тут внезапно, как вспышка, я увидел, как он схватил нечто белое. Я нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то тёмное, я бы никогда не сфотографировал их. И если бы на нём была светлая форма, снимка бы не было», - вспоминал Эйзенштадт.

Этот снимок моряка с симпатичной медсестрой облетел полосы газет всей страны. Нет нужды говорить, что на снимке запечатлен вовсе не долгожданный момент встречи любящих друг друга людей и вместе с тем он вовсе не кажется театральным, что бы ни утверждали критики (кое-кто говорит, что Эйзенштадт сам подвёл медсестру к тому моряку). В любом случае, снимок остается непреходящим символом радости Америки после окончания долгой войны.

Сейчас неподалеку оттого места, на котором произошел исторический поцелуй, стоит скульптурная композиция, повторяющая сюжет фотографии.


Открытие мемориала состоялось 14 августа 2009 года, автор снимка отыскал «сладкую парочку». По легенде, его встретили уже постаревшие мужчина в матросском облачении и женщина в одежде медсестры. Но в их глазах все так же сияла радость. Радость, какая переполняла каждого из них в тот памятный день! А вокруг их стояла многочисленная семья - дети, внуки и правнуки.



«Безоговорочная капитуляция» - именно так называется скульптура Сьюарда Джонсона, которой он решил заполонить весь белый свет. Скульптор сваял свое детище на основе эпизода, запечатленного на знаменитой фотографии Эйзенштадта.

Фотография «Безоговорочная капитуляция» стала для американцев символом победы во Второй мировой войне.

Альфред Эйзенштадт, фотограф, работающий для журнала Life, прогуливался по площади фотографируя целующихся. Позже он вспоминал, что заметил матроса, который «носился по площади и целовал без разбору всех женщин подряд: молодых и старых, толстых и тонких. «Я наблюдал, но желания сфотографировать не появлялось. Неожиданно он схватил что-то белое. Я едва успел поднять камеру и сфотографировать его целующего медсестру».

Для миллионов американцев эта фотография, которую Эйзенштадт назвал «Безоговорочная капитуляция», стала символом окончания второй мировой войны.

Шестьдесят три года спустя девяностолетняя Эдит Шейн воссоздала этот поцелуй на праздновании годовщины победы в парке Мэдисон Сквэйр с актером, играющим морячка в бродвейском мюзикле. В Сан-Диего есть памятник этому поцелую.

Далее скульптор продал копию в Сан-Диего, еще одну - Гамильтону в Нью Джерси, конечно же, Перлу Харбору на Гаваях, где сражался доблестный матрос, и, наконец, отправил еще одну копию за границу - в городок Чивитавеккиа, что под Римом. В порту этого городка останавливаются круизные теплоходы, и многочисленные туристы любуются победой любви над войной, а самые смелые даже залезают медсестре под платье.

Нужно на ее фоне фотографироваться целующимися, да не каждый сообразит поцеловать свою половину эдак вот лихо.

Личность моряка оказалась загадкой - в 1980 году Life Magazine опубликовал список одиннадцати мужчин, которые утверждали, что именно они тогда поцеловали медсестру.


Close